На фестивале Vivacello состоится первое публичное исполнение нового сочинения писателя Саши Филипенко
Опубликовано
Саша Филипенко
На фестивале Vivacello состоится первое публичное исполнение нового сочинения писателя Саши Филипенко
13 ноября в Малом зале консерватории в рамках фестивале Vivacello и Года музыки Великобритании и России 2019 пройдет «Концерт для виолончели с характером» известного писателя Саши Филипенко. В нем примут участие британский виолончелист и лауреат премии BBC «Молодой музыкант года» в 2000 года Гай Джонстон, виолончелист Борис Андрианов и актриса Татьяна Друбич.
Рассказать историю старинной виолончели от первого лица – такую задачу поставил перед собой Саша Филипенко. Какие события сопровождали рождение прекрасного инструмента, что окружало его в Италии, что случилось с ним после выхода из мастерской... Обо всем об этом зрители узнают от актрисы Татьяны Друбич, которая станет «внутренним голосом» виолончели, ее душой и нервом, в то время как ее музыкальный голос зазвучит из-под смычка Бориса Андрианова. И отдельную интригу внесет в повествование появление второй виолончели…
В канун премьеры мы взяли у автора блиц-интервью.
Саша, не секрет, что прежде чем всерьез заняться литературой, вы довольно серьезно занимались музыкой. Логично, что рано или поздно вы пришли бы к попытке совместить эти две сферы искусства. Что дало непосредственный толчок к созданию «Концерта для виолончели с характером»?
Да. Я совмещал музыку и литературу и раньше, ритм очень важен для меня, а мой третий роман «Травля» вообще написан в сонатной форме. Идея «Концерта для виолончели с характером» появилась давно, и я очень рад, что нам удалось наконец реализовывать ее, потому что судьбы инструментом не менее интересны, чем судьбы людей.
Кто читал этот текст, кроме вас и Татьяны Друбич?
Пока никто.
Как вы определили бы жанр вашего произведения? Рассказом вы его называть не хотите.
Это монолог своенравной виолончели, которая не боится говорить то, что думает, но при этом весьма благодушна и любит радовать людей своим волшебным тембром.
Как взаимодействуют в нем слово и музыка? Это диалог на равных?
Мне сложно ответить на этот вопрос, но хочется верить, что музыки в этом концерте больше, в том числе и музыки слова.
Тембр виолончели считают наиболее близким к человеческому. Это дает обширное поле для маневров. Скажем, Борис Андрианов славен своим умением имитировать на виолончели звучание стихов (особенно ему удается Бродский). Вы пошли другим путем и попытались понять душу и вербализовать голос конкретного инструмента. Борис давал вам поиграть на своей виолончели? Легко ли вы нашли с ней контакт?
Я играл всего несколько мгновений — не чувствовал в себе силы отнимать время у великого инструмента. Все-таки вместе с этой виолончелью работали выдающиеся исполнители, и мое дело как автора писать тексты, а не тревожить ее попусту.
Виолончель еще одного участника концерта – британского виолончелиста Гая Джонстона – вышла из рук того же мастера, Доменико Монтаньяна, что и виолончель Андрианова. Надо полагать, ее история не менее увлекательна. Нет ли желания продолжить изыскания и создать своего рода семейную сагу – виолончельных «Будденброков» или «Сто лет одиночества»?
Мы немного расскажем и о ее судьбе, и о судьбе других сестер Монтаньяна.
Планируете ли вы побывать еще на каком-либо событии нынешнего фестиваля Vivacello? Что, с вашей точки зрения, совершенно нельзя пропустить?
Я, если честно, планирую побывать на всех, так как очень люблю виолончельную музыку.
Полина Харитонова