«Когда концерт объединяет тысячу человек, это магия»
«Когда концерт объединяет тысячу человек, это магия»
Еще пару лет назад программы концертов в «Аптекарском огороде» не было, а сегодня вы устраиваете около 300 музыкальных событий в год, сделав ботанический сад заметным местом на музыкальной карте Москвы.
Как пришла идея превратить оранжерею в концертный зал? Кто впервые вышел на сцену «Аптекарского огорода»?
Идея возникла спонтанно: знакомая попросила меня помочь в организации концерта канадского пианиста, выступающего со струнным квартетом. В тот день абсолютно все пространства сада были заняты джазовым фестивалем биг-бендов, квартирником и камерным концертом. И мы с коллегой отправились в оранжерею, закрытую на реконструкцию более 15 лет назад. В глаза бросился бетонированный искусственный водоем, до краев засыпанный щебенкой. «А ведь это же сцена!» – воскликнул я. Постелив обычную фанеру, мы из пруда сделали сцену, на которой прошел первый концерт из цикла «Тропическая классика». Тогда билеты были проданы за три дня.
На сегодняшний день вы уже прошли большой путь. Какие проекты вы считаете самими удачными?
Скажу о самых запомнившихся. До сих пор я нахожусь под впечатлением от фестиваля в честь Дня Итальянской Республики, прошедшего с небывалым для сада размахом. На нашей большой сцене выступило свыше 30 музыкантов, в том числе такие легенды, как Аль Бано и Матиа Базар, а весь сад превратился в зеленые улочки солнечной Италии, по которым за два дня прошло около тридцати тысяч человек.
Помимо этого, уникальным событием для нас стал фестиваль электронной музыки и современного искусства RADI MIRA I LUBVI, на котором выступили 17 диджеев, включая хедлайнеров мировых фестивалей – STAVROZ, YokoO и Viken Arman, а сад превратился в масштабное арт-пространство, где были показаны два спектакля, созданные специально для этого события, и организован социальный маркет – мы собирали для перформанса одежду, а потом раздавали ее всем желающим. В тот день сад был таким, каким я его не видел ни разу за восемь лет работы в нем. Результатом полугодового труда двух команд – отдела культуры «Аптекарского огорода» и Community stage – стала магия, объединившая тысячи человек, оказавшихся в ту ночь в «Аптекарском огороде».
Давайте поговорим о будущем. Какие проекты вы готовите в новом сезоне? На что мы все обязательно должны сходить?
Менее, чем через две недели откроется международный фестиваль музыки эпохи барокко BAROCCO NIGHTS, на котором выступят лучшие оперные певцы из разных стран и три, пожалуй, топовых оркестра России, исполняющих музыку XVIII века. Этот проект, безусловно, новая веха в жизни сада, которая ставит его в один ряд с главными культурными центрами столицы.
В будущем году весь мир празднует 250-летие Людвига ван Бетховена. «Аптекарский огород» отмечает эту дату запуском цикла концертов под художественным руководством скрипача Романа Минца. Стержнем празднования станет исполнение 12-ю струнными квартетами всех квартетов Бетховена. Это уникальная возможность услышать их в одном сезоне, в одном месте. Все квартеты Бетховена не игрались в Москве так давно, что даже меломаны не помнят, исполнялся ли такой цикл вообще. Ансамбли из России, Германии, Швейцарии, Великобритании, Италии представят программы, в которых квартеты классика венской школы будут перекликаться с квартетами других авторов. Это представит жанр квартета во всем его многообразии – от музыки XVIII-го века, сыгранной в исторически информированной манере, до мировых премьер сочинений, написанных специально для нашей программы.
Параллельно будет сыгран цикл фортепианных концертов: ведущие пианисты современности исполнят произведения Бетховена и музыку других авторов, каждый из которых в той или иной мере испытал на себе влияние великого композитора.
Роман Минц – известный музыкант и устроитель знакового музыкального фестиваля на московской академической сцене, фестиваля камерной музыки «Возвращение». Как вам удалось заманить его к себе в «Аптекарский огород» и в чем идея вашего совместного проекта?
У нас с Романом множество общих знакомых, но до недавнего времени мы как-то не пересекались. А познакомились, благодаря нашему общему приятелю Михаилу Хохлову, в первые дни лета. И вот уже через полтора месяца мы открываем наш совместный проект. Идея цикла в честь 250-летия Людвига ван Бетховена проста – борьба со временем. (Смеется.) Если говорить серьезно, то для меня, как креативного директора, целью, независимо от всего, является культурная значимость проектов. Ведь моя задача это развитие сада как серьёзного культурного центра, а сверхзадача – развитие культуры страны, в которой я живу. Так что амбициозная идея Романа была созвучна моим настроениям.
Фестиваль BAROCCO NIGHTS – весьма амбициозный проект. Сегодня все больше людей, зачастую очень молодых, становятся любителями оперы. Похоже, ваш фестиваль проходит очень вовремя. С чем вы связываете вспыхнувший интерес публики к этому жанру?
Я с большой радостью наблюдаю общемировой тренд популяризации музыки барокко, искусства контртеноров, возрождения любви зрителя к подлинному звучанию старинных инструментов. Благодаря этому ежегодно случаются десятки мировых премьер ранее не исполнявшихся арий и опер, все чаще на на самых разных сценах звучат Гендель, Перселл, Вивальди. Я считаю подарком судьбы, что на нашем фестивале пройдет всероссийская программы La Voce – выступление Юлии Лежневой и Дмитрия Синьковского с оркестром La Voce Strumentale. Впервые в России фестиваль представит программу Drama Queens в исполнении трех, наверное, самых темпераментных певиц – Ниан Вонг, Василисы Бержанской и Яны Дьяковой. Вы непременно должны прийти к нам в каждый из дней фестиваля!
Вы организуете фестиваль BAROCCO NIGHTS уже во второй раз. Какие открытия и удачи перешли в фестиваль этого года, а что будет абсолютно новым?
Новым будет решительно все. В первую очередь – концепция. В центре идеи фестиваля – артисты высочайшего класса, концертная программа, российские премьеры, и, конечно, визуальный ряд. Благодаря современным технологиям мы удивительным образом, не буду раскрывать всех тайн, представим эпоху барокко на нашей грандиозной новой сцене в волшебном и старейшем ботаническом саду России. Кстати, первое дерево в «Аптекарском огороде» посадил Петр Первый и оно и сейчас прекрасно растет.
Если представить что у вас есть в руках любые ресурсы, какой самый смелый проект вам бы хотелось организовать в саду?
Моя мечта – делать полноценные оперные постановки. Это очень сложный процесс, требующий огромных затрат и менеджерских усилий, профессионализма. Если мы говорим о зрелищных спектаклях, имеющих высокую культурную значимость. А это именно то, чем я считаю необходимым заниматься в «Аптекарском огороде». И у нас уже есть такие планы на следующий сезон.
Каков ваш зритель, на кого вы ориентируетесь?
Любознательные, думающие об окружающем мире и его будущем, о культуре, желающие развиваться. Такой мне видится наша аудитория. Культурная программа сада включает десятки категорий: концертные, театральные, выставочные, лекционные проекты, мастер-классы. К нам приходят семьями и в компании друзей, молодежь, слушатели-одиночки, меломаны – у нас очень разная публика. Иногда, те, кто посещают сад из интереса к растениям, увидев афиши концертов становятся завсегдатаями наших залов. Ровно и наоборот: те, кто ходили только на концерты, посещают выставки цветов и мастер-классы по гончарному искусству. Это может подтвердить наш пиарщик Ольга Архипова, она находится в постоянном контакте с посетителями страниц сада в социальных сетях. Кстати, всех приглашаю подписаться на нашу Instagram-страничку @hortus_ru – и мы будем радовать вас каждый день! У нас уже более 330 000 подписчиков в Instagram.
Какая практика существует в мире? Чей опыт для вас ближе?
Конечно, мы не единственный ботанический сад в мире, где проходят концерты. Однако ни один ботанический сад мира не может похвастаться такой насыщенной и разнообразной программой! Это я говорю с полной убежденностью, побывав в более чем 60-ти странах мира, и практически в каждой из них посещая, как минимум, один ботанический сад, а то и несколько. Мне очень нравятся ботанические сады Нью-Йорка, Эдинбурга и королевский ботанический сад Великобритании «Кью» – это просто the best.
А какую музыку вы слушаете? Что вы включаете дома или в машине?
Честно признаюсь, что в силу сумасшедшего графика, карусели ежедневных встреч и событий, моя самая любимая музыка дома и в машине – тишина. Но если вдруг вы застанете меня в авто за прослушиванием подряд Аллы Пугачевой, Скарлатти или Линды, не удивляйтесь!
Кстати говоря, 23-го августа Линда представит в «Аптекарском огороде» абсолютно новую программу «Антиквартирник», где поделится с любящей ее последние двадцать лет аудиторией множеством сюрпризов. Но и «вечное» из своего репертуара тоже исполнит. Мы второй раз устраиваем концерт Линды. А когда она пела у нас в оранжерее прошлой зимой, концерт прошел с ошеломительным успехом.
Судя по репертуару, концертная политика «Аптекарского огорода» разнообразна. У вас можно послушать барочные ансамбли, современную и академическую музыку, оперных артистов, джазовые и эстрадные коллективы. Это довольно смелое сочетание. Как формируется программа, есть ли какая-то общая концепция? На что из программы следующего сезона стоит обратить внимание?
Мы стараемся найти баланс между концертами академической, джазовой, этнической музыки, реже – эстрадной. Это очень нелегко с точки зрения формирования постоянной аудитории и в целом продвижения каждого концерта, но это и является нашей отличительной чертой – мы можем похвастаться широчайшим диапазоном программ, при этом в каждой из них держим качество на высоте. Наверное, это и делает наш сад таким популярным.
В наступающем сезоне обязательно надо стать счастливым обладателем абонемента на камерные концерты в оранжерее, посвященные 250-летию Людвига ван Бетховена, посетить цикл концертов world music, стать участником наших горячих джазовых вечеров фестиваля «Город Джаз», который в следующем году отметит свой первый маленький юбилей – пять лет. Много интересного еще на карандаше, и уже скоро мы сможем приглашать на ещё более интересные события из самых разных областей культуры.
Добро пожаловать в «Аптекарский огород»!