Елена Привалова-Эпштейн: «Здесь люди начинают вести себя по-другому»
Елена Привалова-Эпштейн: «Здесь люди начинают вести себя по-другому»
В бывшей подмосковной резиденции Шереметевых близится к завершению юбилейный, Х летний музыкальный фестиваль «Органные вечера в Кусково». Орган, «король музыкальных инструментов», впервые зазвучал здесь в 2010 году.
С тех пор ежегодно в течение трех летних месяцев в Кусково выступают ведущие российские органисты, звезды оперной сцены, солисты-инструменталисты и ансамбли старинной музыки.
Инициатор и бессменный художественный руководитель фестиваля — известная органистка Елена Привалова-Эпштейн. В августе она выступит в Кусково дважды – 14 августа и на закрытии фестиваля 31 августа.
Лена, ваше детище - «Органные вечера в Кусково» - в этом году празднуют юбилей. Чем они отличаются от предыдущих?
Этот фестиваль я формировала дольше, чем все предыдущие девять. Он у меня долго не складывался. Хотелось сделать по случаю юбилея что-то особенно яркое. В итоге получилась, на мой взгляд, очень качественная и интересная программа. С сольными концертами здесь уже выступили известные органисты Алексей Шмитов, Алексей Шевченко, Евгения Лисицына (Латвия), Хироко Иноуэ (Япония) и Жан-Пьер Стайверс (Нидерланды), а также такие замечательные музыканты, как солистка Большого театра Екатерина Щербаченко, блестящая саксофонистка Вероника Кожухарова, скрипач Гайк Казазян и альтист Сергей Полтавский, признанные мастера камерной музыки ансамбль Rusquartet, моя любимая барочная капелла «Золотой век» и еще много других прекрасных музыкантов.
А что услышат те, кто доберется до Кусково в августе?
Весь август проходит у нас под знаком музыки Баха. 10 августа всемирно известный виолончелист и не менее талантливый органист Александр Князев сыграет «Гольдберг-вариации» в органной версии. 21 августа выступит Анастасия Лебедянцева, меццо-сопрано, она родилась в Москве, но потом переехала в Латвию, обучалась в Академии музыки в Латвии, потом в Литве, сейчас она приглашенная солистка Латвийской и Литовской национальных опер. Анастасия исполнит духовную музыку, а еще я ее попросила включить в программу арии русских композиторов. Когда мы играли эту программу в Риге, наша публика просто рыдала. 24 августа, в предпоследний концерт фестиваля будет выступать замечательный вокальный ансамбль «Интрада». Бах - это их конек, визитная карточка ансамбля.
А на закрытии фестиваля 31 августа у нас будет редко звучащая музыка XIX века. Август Райнхардт, немецкий романтик, написал трио для скрипки, фортепиано и фисгармонии. Вместо фисгармонии у нас будет наш орган, они даже и внешне похожи. Мне очень хотелось на закрытии исполнить это произведение. Очень рада, что мое предложение приняли Евгений Брахман, он очень яркий пианист, и скрипач-виртуоз Роман Минц. А еще мы с Романом исполним в этот вечер Элегию для скрипки и органа Алексея Курбатова – единственное на нынешнем фестивале современное произведение. Это была идея Романа Минца, он специализируется на исполнении современной музыки. В первую же нашу встречу он дал мне ноты Эдисона Денисова – с тем, чтобы как-нибудь в будущем сыграть. А начинали мы разговор с Моцарта. Роман – деликатный человек. Сказал, что очень хочет принять участие в фестивале, но предложил еще поработать над программой. Потом спросил: «А вы что, современную музыку совсем не играете? Ее легче играть, чем барокко». Я сказала, что нет, не хочу связываться с авторскими правами. Мне, к тому же, сложнее ее играть. В современную музыку надо вкладывать слишком много личного «я». Но все-таки Роман победил. А по поводу авторских прав можно не волноваться – Курбатов один из немногих, кто всегда пишет отказ от авторских прав для того, чтобы его музыка звучала.
В общем, наверное, если бы я жила в Москве, я бы на все концерты ходила! Переселилась бы в Кусково, сняла бы квартиру в Новогиреево или на Рязанском проспекте. Мне очень трудно каждый раз заставить себя поехать в Кусково, кажется, что это так далеко…Но когда приезжаешь и играешь там, то понимаешь, насколько же там здорово! Не от каждого зала испытываешь удовольствие, даже когда просто находишься в нем. Как мы писали в одном из пресс-релизов: «Почувствуйте себя гостем графа Шереметьева». Звучит немножко высокопарно, но когда приходишь в усадьбу, в Зеркальный зал дворца, в Большую каменную оранжерею, где проходят наши концерты - музыка уже как бы изначально звучит в этой уникальной архитектуре. А уж когда начинается концерт!..
Дух места вам благоволит, судя по всему?
Да. Когда приходишь в усадьбу, непроизвольно даже замедляешься и начинаешь впитывать эту красоту. Люди начинают вести себя по-другому. Здесь не встретишь компаний с пивом, как бывает в других усадьбах. Это дворец, место историческое, и людям хочется как-то приосаниться. Парковые насаждения, деревья, цветы, хрусталь, зеркала, лепнина, прекрасная живопись - это все завораживает и настраивает на музыку.
Дворец старый. Не водятся ли здесь привидения? Историй мистических не происходило?
Думаю, если в нем порепетировать ночью, то можно что-то услышать. Дворец деревянный, эти бесконечные скрипы могут навести ужас на любого. Днем там бабушки-смотрительницы как привидения, очень внимательные, не дай бог ты бутылочку воды пронес с собой и достал из сумки. Там же так называемый «танцующий» паркет сохранился с XVIII века. Узор будто «заливается», танцует, но, к сожалению, увидеть его сейчас под половицами мы не сможем – его сохраняют для будущих поколений. Но можно увидеть зимой. Вам выдадут огромные войлочные тапки, и вы в них будете ходить по этим паркетам. Совсем другое впечатление от дворца, в отличие от лета. Зимой, мне кажется, привидение встретить большая вероятность, чем летом. Так что приходите к нам и на зимние концерты!
А есть ли уже какие-то наметки на следующий летний фестиваль?
Мне очень хотелось сделать на наш юбилей барочную оперу, но в этом году не сложилось. Если звать известных солистов, то финансово это очень затратно. Даже при полном аншлаге мне не хватит ресурсов. Но мысль реализуется. Просто надо найти правильных исполнителей. Мысль есть, желание есть, значит, найдутся и певцы, которых мне захотелось бы пригласить на фестиваль. Моя первостепенная задача – чтобы все было на высоком профессиональном уровне, чтобы люди, которые купили билеты, остались довольны. Может быть, попробуем собрать на это деньги при помощи краудфандинга, как в прошлом году всем миром собирали на наш собственный фестивальный орган.
Когда заканчивается фестиваль, вы вздыхаете с облегчением, или как у вас это проходит?
Немного легче становится уже в августе. Фестиваль идет своим чередом, трудности, которые были при его организации, забываются. И когда начинаешь готовить следующий фестиваль, думаешь: да это же так легко!.. Но после фестиваля мне требуется время, чтобы восстановиться, и я обычно весь сентябрь отдыхаю. Сдвигаю все свои концерты на октябрь. «Органные вечера» - очень энергозатратный проект для меня и как для исполнителя, и как для директора.
Беседовала Светлана Остужева
Фестиваль продлится до 31 августа. Подробная программа на сайте фестиваля www.organconcert.ru