Ярослав Мандрон: «Почта России» может все
Ярослав Мандрон: «Почта России» может все
Одним из вопросов, который активно обсуждался в ходе III форума социальных инноваций, стало развитие сельских территорий в современных реалиях. О проекте «Почты России», в котором аптечный пункт, банк, почта и даже возможность дистанционно проконсультироваться с врачом собраны в одном хабе, рассказал Infox.Ru заместитель генерального директора по почтовому бизнесу и социальным услугам Ярослав Мандрон.
- Можете подробнее рассказать об этой идеальной картине мира, когда на сельской территории Почта России выполняет комплекс услуг, закрывая целый ряд вопросов взаимодействия между человеком, удаленным от точек оказания этих услуг, и государством, которое обязано все эти услуги предоставлять?
У нас две модели. Первая, и мы считаем, ключевая – это почтальон, который может прийти к жителю. Практически он приходит к нему два раза в месяц, принося пенсии. А помимо пенсии, он может приходить с социальными услугами, в том числе телемедицинскими. Некоторые вещи мы уже реализовали - к примеру, почтальон, когда приносил пенсию, приходил с планшетом, на планшете был забит определенный опросник, который позволял на ранней стадии выявить проблемы с онкологией, с сердечно-сосудистыми или с онкологическими заболеваниями. Дальше человек отвечал на этот опросник, мы его передавали в медицинское учреждение, которое могло находиться за 20, за 30, за 100 километров, и уже областной центр, анализируя такого рода информацию, понимал, попадает в группу риска этот человек или нет. Если он в группу риска попадал, то уже индивидуально к нему либо приезжали врачи, либо этот человек целенаправленно ехал в областной центр и получал ту или иную медицинскую помощь. То есть с одной стороны это почтальоны с интеллектуальными опросниками, с гаджетами, которые позволяют такого рода работу сделать. И второе направление, которое мы развиваем - у нас есть отделения, мы не пытаемся их закрывать, 34 тысячи из 42 тысяч отделений у нас в сельской местности, и мы действительно для 11 тысяч населенных пунктов - единственная инфраструктура, и мы ставим перед собой задачу сделать так, чтобы в этом отделении можно было получить медицинские услуги в виде телемоста с врачом, социальные услуги, например, консультацию, или пройти виртуальное обучение.
В том числе мы еще будем перезагружать нашу историю с продуктовой линейкой, и мы делаем новую продуктовую линейку, чтобы можно было там покупать продукты питания и другого рода товары. Плюс это история с переобучением. Вообще, любая форма активности должна быть реализована на Почте России - общение с гражданами, использование почты в том числе для всякого рода социальных объектов, мы считаем, что мы это все можем реализовать, и такого рода программу сегодня разрабатываем.
- Она уже разработана и принята внутри Почты России, это как-то скоординировано с федеральным правительством?
Это наша программа, мы ее реализуем своими силами.
- Без привлечения федеральных денег?
Пока мы не имеем вообще ни рубля федеральных денег. Все, что мы сейчас делаем, и ремонт отделений, и их трансформацию, мы делаем за счет своих средств, и здесь не поменяется наша модель. Сегодня мы ГУП, завтра будем акционерным обществом, у нас с точки зрения подхода, идеологии, ничего не поменяется, но если государство нас поддержит, то мы сможем всю эту модель реализовать гораздо раньше, а сегодня у нас есть действительно ограниченный ресурс.
- Нужна только финансовая поддержка или еще должна быть какая-то правовая, законодательная, организационная?
Если говорить про все, что я вам сказал, это практически все делать нельзя. Если мы говорим про телемедицину, там есть необходимость и первого очного приема, и защищенные каналы данных. С этим мы работать умеем, эта технология для нас не является сложной, потому что мы проводили перепись, мы проводили другие мероприятия, с точки зрения каналов связи у нас в принципе проблем нет, но ограничения нормативные есть. То же самое для доставки лекарств, тоже есть определенные регуляторные ограничения для такого рода мероприятий. Даже с точки зрения социальной поддержки или выполнения социальных функций тоже есть определенные нормативные ограничения. Мы отчасти понимаем, как можно и в действующем правовом поле реализовать наши идеи, но в целом, если регулятор предоставит больше свободы для реализации такой идеи, то я думаю, что мы точно сможем показать гораздо более высокий потенциал почты для решения социальных проблем.
- Вы планируете разрабатывать свои собственные внутренние технологии цифровизации, или у вас есть какая-то программа интеграции с существующими игроками рынка? С кем вы делаете пилоты?
Если мы говорим про то, что мы уже реализовали, к примеру, пилот по телемедицинской консультации, который был реализован в Новгороде, мы использовали технологии Мегафона, плюс мы использовали технологии одного из телемедицинских учреждений, которые оказывают такого рода услуги. Если мы говорим, например, про историю с отделениями, то наш провайдер информационных услуг - это Ростелеком. Поэтому мы не видим модель того, что мы как почта сделаем все сами, мы считаем, что на рынке много технологий, много партнеров, и наше ключевое преимущество - это инфраструктура, люди и нахождение во всех территориях. Поэтому мы максимально открыты для всех участников, то есть мы открытая система, к которой можно приходить, и это, наверное, наше ключевое видение.