Москва
21 ноября ‘24
Четверг

Пианист Виктор Ямпольский: «Самое главное - обозначить начинающим музыкантам верное направление»

Известный во всем мире камерный ансамбль Трио имени Рахманинова на протяжении нескольких лет организует в России музыкально-образовательный проект под названием «Мастера мирового исполнительского искусства – молодым талантам России», который направлен на поднятие уровня музыкального образования в России.

О том, почему зарубежные мастера с удовольствием приезжают делиться своим опытом с начинающими исполнителями и их педагогами в Россию и как музыкальное образование влияет на умственное развитие ребенка, корреспонденту Infox.ru рассказал организатор проекта и пианист Трио имени Рахманинова Виктор Ямпольский.

- Не могли бы вы поподробнее рассказать о проекте, как появилась идея о его создании, и кто способствовал его развитию?

Идея создания этого музыкально-образовательного проекта возникла семь лет назад, когда мы предложили свою помощь Министерству Культуры.

Дело в том, что в больших российских городах (если не брать Москву и Санкт-Петербург, которые в нашей помощи не нуждаются) есть консерватории, которые подчиняются Министерству Культуры России, но по причине удаленности или отсутствия финансирования не имеют возможности участвовать в обменных процессах, к примеру, европейских. Это консерватории в таких городах как: Новосибирск, Владивосток, Астрахань, Саратов, Екатеринбург, Уфа, Нальчик, с которыми мы и сотрудничали.

Мы предложили свою помощь в том плане, что у нас много партнеров в России и за рубежом, поскольку еще до появления музыкально-образовательного проекта «Мастера мирового исполнительского искусства – молодым талантам России» мы основали фестиваль «Трио имени Рахманинова и друзья», на который приглашали зарубежных исполнителей. Когда список партнеров стал достаточно большим и интересным, мы предложили им устраивать концерты в региональных вузах.

В 2011 году проект был поддержан Министерством культуры, однако со временем финансирование начало сокращаться, и тогда мы подключили к нему нашего постоянного спонсора – компанию «Газпром», которая поддерживает этот проект на протяжении последних 5 лет.

Эта инициатива была активно поддержана на местах, поскольку ту важную информацию, которую они получают от людей, стоящих особняком в высокой музыке, они нигде больше не смогли бы получить.

В 60-ые годы произошла своего рода революция в интерпретации классической музыки, когда специалисты начали заниматься поиском уртекста – композиторского замысла в музыкальных произведениях. Россия, к сожалению, в некотором смысле этот момент пропустила, особенно регионы. И сейчас, приглашая именитых музыкантов, мы стараемся эти пробелы восполнить.

В 2014 году с известнейшим немецким альтистом и основателем Академии Малера в Больцано Юргеном Куссмаулем мы провели мастер-классы в пяти региональных консерваториях. Не раз принимала участие в проекте одна из самых востребованных сопрано Урсула Лангмайерт.

- С желанием на местах более-менее понятно – все хотят из первых рук получить важную информацию и секреты мастерства. А как реагируют на приглашения зарубежные именитые исполнители?

Вы знаете, все настоящие музыканты любят учиться и делиться своим опытом - это взаимодополняющие процессы. Им интересно поиграть с нами, посмотреть уровень российских региональных школ, поскольку наша школа традиционно считается сильной и уважаемой во всем мире. Однако есть моменты, которые выпадают из учебного процесса в силу отдаленности.

Мы, в свою очередь, этим музыкально-образовательным проектом хотим уравнять шансы тех, кто обучается, к примеру, в Новосибирске, с теми, кто получает музыкальное образование в Москве.

Безусловно, мы не претендуем на то, чтобы научить их определенной технике – это не наша задача. Главная задача – обозначить верное направление, а дальше они уже сами решают.

- Как вы считаете, можно ли стать виртуозным пианистом случайно, не имея в семье музыкантов?

На своем примере могу подтвердить, что можно. Я родился в Душанбе, и никаких музыкантов в семье не было, кроме любителей. И так получилось, что я стал музыкантом. При желании все возможно, я бы так сказал.

- А на что бы вы советовали ориентироваться родителям и детям при выборе музыкального инструмента для обучения?

Тут все индивидуально. Обычно в музыкальной школе помогают при выборе инструмента, исходя из способностей и имеющихся данных ребенка, поэтому универсальные советы сложно давать.

Могу сказать одно: музыкальное образование – это очень важная часть образования, поскольку оно сильно обогащает человека и способствует развитию мозговой деятельности. Не случайно классическое образование уделяет внимание музыке и рисованию, которые развивают мелкую моторику у ребенка. Известно, что стимулятором мозговой деятельности является воздействие на мелкие мышцы рук.

Безусловно, профессия музыканта – она не для всех, но очень важно слушать и понимать этот язык. Люди, которые этим пренебрегают, многое теряют.

- Виктор, а вы помните тот момент, когда осознали, что, возможно, у вас получается лучше других и это ваше призвание? Это было в студенческие годы или ранее?

Это было до, иначе не было бы студенческих лет, так как в Московскую консерваторию просто так не попасть. Мне пришлось очень сильно постараться, чтобы конкурировать с московскими детьми, которые занимаются с семи лет. А я понял, что хочу стать музыкантом, ближе к пятнадцати годам, и пришлось форсировать события.

- Был ли у вас кумир, некая «ролевая модель» в композиции? Сергей Рахманинов?

В детстве не было кумиров, поскольку я этим не занимался особо. Потом, когда начал наверстывать, мне было интересно всё: я слушал симфонии Бетховена, Моцарта, Рахманинова и не выделял никого. Это сейчас, в более позднем возрасте есть приоритеты в том, что хочется исполнять.

А фамилия Рахманинова выбрана для названия коллектива была не случайно. Во-первых, у него есть два совершенно гениальных трио, и одно из них, «Памяти Чайковского», мы всегда играем. Во-вторых, Рахманинов как человек для нас стал примером некомпромиссного, высоконравственного и благородного поведения. Он не шел на уступки ради денег или жизненных удобств. У Рахманинова были свои принципы, которым он следовал. Это нам показалось очень важно, так как сегодня часто компромиссы преобладают над всем остальным.

- О чем бы вы поговорили с Рахманиновым, будь у вас такая возможность?

Я, наверное, не дошел бы от волнения до того места, где была бы назначена встреча (смеется). Вы знаете, есть такая история, когда Шуберт очень хотел встретиться с Бетховеном и, оказавшись в назначенное время в назначенном месте, так и не вошел внутрь. И я боюсь, со мной случилось бы то же самое.

- У коллектива достаточно напряженный гастрольный график. Как вы восстанавливаетесь, выходя на сцену почти каждый день?

Вы знаете, жизнь музыканта похожа на жизнь спортсмена. Правда, мы не такие дисциплинированные, но все-таки стараемся соблюдать режим.

- А есть ли способы, которые помогают Вам войти в состояние творческой продуктивности?

Как таковых способов нет, но важно регулярно заниматься. Это иллюзия, что ты всему научился, и нет необходимости репетировать.

- 1 марта в Московской Государственной Консерватории состоится концерт выдающегося итальянского пианиста Карло Леви Минци, и вы выступаете организатором. Расскажите о нем поподробнее.

Я давно хотел организовать этот концерт. Мы с Карло вместе учились у профессора Натансона, который для нас является большим музыкальным отцом. Карло считает, что именно Владимир Натансон сделал его пианистом, и он давно мечтал сыграть в Москве концерт в честь нашего учителя.

Первого марта этого года исполнилось бы 110 лет со дня рождения Натансона, и нам удалось получить Рахманиновский зал Московской Консерватории имени Чайковского именно в этот день. Карло Леви Минци совершенно уникальный пианист и его однозначно стоит послушать.

Помимо этого, второго марта у нас состоится концерт в малом зале «Зарядье». Мы пригласили Духовой Квинтет Большого Театра России сыграть чудесную программу Моцарта, сочетающую духовые инструменты с фортепиано, струнными и голосом. Петь будет Наталья Савинова – виолончелистка нашего Трио, которая на протяжении последних пяти лет ездила в Милан к педагогу в Ла Скала обучаться пению. Сегодня у нее замечательный голос, настоящее бельканто.

Популярные посты

Игорь Стрелков
14.04.2018, 09:34
Андрей Нальгин
22.01.2018, 12:01
Игорь Стрелков
25.05.2018, 13:23
Андрей Нальгин
04.03.2018, 16:58
Андрей Нальгин
02.02.2018, 10:27
Полная версия