Елена Зеленцова: Научный праздник Winter Science Day покажет юным исследователям настоящие чудеса
Скажите, как появилась идея организовать научный праздник для детей?
Миссия «Сколково» заключается не только в том, чтобы аккумулировать высшие научные достижения и продвигать их, но и в том, чтобы общество, в том числе подрастающее поколение развивалось и приобщалось к знаниям. Задачей подобных мероприятий, направленных на детскую аудиторию, является рождение интереса у детей к научной деятельности, понимание, что мир науки увлекательный и порой еще более интересный, чем фантастические комиксы и кино. Приобщение ребенка с ранних лет к миру науки помогает понять по каким законам живет природа и человек и сформировать научное мышление.
Чем Winter Science Day отличается от прочих мероприятий, направленных на детскую аудиторию, от других детских праздников, которые каждый декабрь заполоняют нашу страну?
Во-первых, его отличает место проведения. Winter Science Day - это возможность стать чуть ли не первыми посетителями здания «Matrex» (Матрешка), которое само по себе уникальное многофункциональное сооружение. Тем более, что далеко не все были в инновационном центре «Сколково», в принципе. Во-вторых, гостей мероприятия ожидает яркая, насыщенная и продуманная программа, которую наши партнеры специально разработали для Сколково, опираясь на поставленную нами задачу, чтобы дети, побывав у нас, успели почувствовать себя и физиками, и химиками, и биологами. Чтобы они могли многое узнать и попробовать. Фестиваль состоит из зрелищного часового шоу с научными экспериментами, а до и после шоу ребята поучаствуют в разнообразных мастер-классах. Конечно же мы приготовили и новогодний маркет, музыку, праздничные угощения от Сколковского ресторана, красивую фотозону и главный атрибут праздника – новогоднюю Ель, которая у нас, разумеется, тоже необычная.
Развитие городов сегодня накладывает на управленцев определенную ответственность, поскольку изменения в городском пространстве заметны горожанам и вызывают в них отклик и желание внести свою лепту. Каким образом, по Вашему мнению, наиболее эффективно и грамотно можно выстроить диалог между городскими управленцами и активистами, которые хотят заняться изменением окружающей среды вокруг себя?
Ответ крайне прост и будет короче, чем вопрос: надо разговаривать с людьми. Только диалог с людьми приносит свои плоды.
Например, в рамках московского урбанистического форума, который проводит правительство Москвы, проходил конкурс (речь идет о Лаборатории Московского Урбанистического Форума), где молодые творческие команды могли вынести свои предложения на рассмотрение. Предложения не общего характера, а для конкретных московских площадок в том числе для Сколково. Это прекрасный пример, как можно взаимодействовать с городским сообществом. И мне очень нравится, что данная тенденция становится все более востребованной на всех уровнях градоуправления.
А как быть с разницей во взглядах на то, каким должно быть городское пространство между представителями разных поколений?
Когда проектируют современные общественные пространства, пожелания различных групп населения служат определенными ориентирами для креативной команды. Например, в случае с московскими парками при создании проекта обязательно делается то, что называется зонированием. Потому что конфликт может быть не только между разными поколениями, а также между разными социальными группами: молодыми мамами с детьми, людьми преклонного возраста, спортсменами и т.д. Всё это необходимо грамотно разводить в вверенном пространстве, тогда всем хватит места. Для этого необходимо четко понимать, что у тебя происходит в той или иной зоне парка или иного общественного пространства.
Каким образом городское пространство способно оказывать влияние на образ жизни горожан в культурном и социальном плане?
Также как архитектура предполагает определенный тип поведения, так и разные части города предполагают разные типы поведения. Само окружающее пространство задает тон жизни его обитателей. С другой стороны, изменяя это пространство, можно влиять на общество, что сейчас и происходит. Город предлагает различные активности населению, создает культурные центры притяжения, тем самым побуждая человека менять свой образ жизни, участвуя в ставших сегодня популярными фестивалях, лекциях и других городских событиях. Таким образом, постепенно изменяя образ жизни горожан. То, как человек живет, какие у него приоритеты и как он планирует свое время, делается за счет правильного программирования городов, программирования пространств и активностей.
Развитие общественных пространств, парков и фестивальной жизни столицы привело к тому, что в последние годы 53% горожан предпочитают культурные пространства дивану (данные МИСКП).
Расскажите о самом ярком примере, когда идеи горожан не только принимались во внимание и реализовывались, но и приносили действительно эффективные результаты?
Тут нужно определиться с тем, что понимается под термином «действительно эффективными результатами». Мы в Сколково активно используем эти технологии (привлечение городских жителей). Например, на один из фестивалей жители сами выбрали проект объекта, который будет устанавливался на территории Сколково. По плану это была такая очень креативная скамейка, которую мы совместно с авторами – Бюро материальной культуры - назвали «Антитрон». Когда мы все вместе создавали этот объект, каждый из участников процесса получил колоссальное удовольствие. Теперь он находится у нас в жилых кварталах и радует сколковчан. Я привела в пример такой модуль, который иллюстрирует, каким образом можно вовлекать сообщество и не просто вовлекать, а направлять как его творческую энергию, так и физическую. Таким образом, люди уже не считают это чем-то чуждым, тем что кто-то им принёс извне и поставил, а именно то, с чем они согласились, в создании чего приняли непосредственное участие. Мы в Сколково продемонстрировали, что можно не только вместе выбирать, но и вместе делать.
Расскажите, пожалуйста, как в ближайшем будущем может измениться Москва, какие тенденции вы видите?
Есть определенные тренды, они не столько московские, сколько общемировые. Роль общественных пространств в жизни общества становится все более значимой. Пешеходные зоны, парки, бульвары, обустроенные дворы, площадки для занятий спортом и для детей. Всё это становится все более востребованными. Есть еще не менее значимый тренд, пусть и не связанный с физическим пространством. В нём скорее про ощущение возможностей. Я имею ввиду «цифровизацию», которая приобретает самые разные формы. Начиная от управления городским хозяйством, возможностью высказывать свое мнение, возможностью проявлять себя, и заканчивая возможностью получать услуги через интернет.
Есть обратная сторона процесса: горожане становятся очень требовательны к облику города. Мы должны понимать, что как только появляется что-то прекрасное, люди начинают смотреть на свой район и говорить, «а почему у нас этого нет?», или «а почему у нас в парке нет зарядки для телефона?», «чем заняться пенсионерам? Давайте вы нам что-нибудь предложите?» Это те вопросы, которые раньше, или звучали гораздо реже, или формулировались иначе. Сейчас отношение к городу стало, как к безграничному пространству возможностей.
Возвращаясь к вашему вопросу про управленцев, то перед ними стоит сверхзадача: не только придумывать что-то и реализовывать в режиме настоящего времени, но и быть готовыми к тому, что придется делать подобное через год/пять/десять лет, только в два раза лучше и предлагать все больше нового. Сейчас, когда тип городской экономики от производственной меняется к экономике знания, сервисов и услуг. Горожане хотят новых впечатлений. И выбирают города не только в зависимости от того, есть ли там тот или иной функционал, а по принципу, какое впечатление остается от города. Мы, собственно, за этим ездим в туристические поездки, для получения нового опыта. Стоит помнить другое: город, который не комфортен и не интересен горожанам, не интересен и туристам. Город, который предлагает впечатления тем, кто в нем живем, будет автоматически интересен и тем, кто туда приезжает на короткое время.