Ивета Манашерова: «Возможности виолончели безграничны»
-Ивета, расскажите, в какой момент вы решили заниматься меценатством и откуда растут корни? Со школы искусств в детстве?
Любовь к музыке - из детства, это всегда было в нашей семье как неотъемлемая часть жизни, в той же атмосфере мы воспитывали наших детей. А меценатством мы начали заниматься вполне осознанно лет 15 назад, и одними из наших первых партнеров стали Русский музей и Третьяковская галерея. Затем была премия в области современного искусства «Инновация», выставки в Пушкинском музее и потом музыкальный фестиваль Vivacello.
Все началось приблизительно 15 лет назад, а вот что послужило толчком к этому – не знаю, наверное, какой-то внутренний позыв и пример друзей, которые на тот момент уже состояли в попечительском совете Русского музея. Они нам рассказали о своем опыте и предложили попробовать. Так что началось все с дружеского посыла и продолжается по сей день.
-Почему именно виолончель? Почему, к примеру, не духовые инструменты?
Если бы мы в свое время встретились с Сергеем Накаряковым, то, возможно, это мог быть и фестиваль духовых инструментов.
Мне кажется, что многое в жизни – дело случая. С известным музыкантом Борисом Андриановым мы познакомились в 2008 году. Он нам рассказал, что мировая виолончельная школа берет свои истоки в России, и по всему миру проводятся виолончельные фестивали. Однако в России такого фестиваля до появления Vivacello не существовало. Мы с супругом, недолго думая, решили реализовать эту идею. Так зародился фестиваль, и в этом году он проводится уже в десятый раз.
- Программа фестиваля обновляется из года в год, и ежегодно слушатели могут насладиться исполнением музыкантов из разных стран. Скажите, каким образом осуществляется отбор участников? Возможно, за время проведения фестиваля они стали для вас друзьями?
В первую очередь, это друзья Бориса Андрианова – арт-директора фестиваля. Безусловно, за почти десять лет мы стали больше, чем просто коллеги. Стоит отметить, что среди музыкантов принято поддерживать друг друга, и многие откликаются и приезжают на фестиваль, зная, что получат такой же отклик от наших музыкантов.
В этом году в рамках фестиваля выступит Давид Герингас из Германии. На сцене Vivacello он появится не в первый раз, до этого он отмечал свой юбилей концертом в рамках фестиваля. Многие из музыкантов, которые предстанут перед гостями Vivacello – его ученики.
- Получается, это еще и обмен опытом среди музыкантов различных стран?
Да, все верно. Помимо этого, сюда можно отнести мастер-классы, которые регулярно проходят в рамках фестиваля совместно с Московской консерваторией. Практически все музыканты, приезжающие из-за рубежа, проводят один день со студентами и делятся своими знаниями и навыками.
- В программе фестиваля представлены не только именитые музыканты, но и молодые исполнители, среди которых Анна Кошкина, Василий Степанов, Эдгар Моро и другие. Как, по вашему мнению, участие в подобных масштабных фестивалях сказывается на развитии и дальнейшей карьере начинающих исполнителей?
Анна Кошкина выступала на одном из концертов фестиваля, еще будучи студенткой Московской консерватории. На мой взгляд, это очень важно, поскольку выступление молодых исполнителей на одной сцене с именитыми мастерами дает начинающим виолончелистам колоссальный опыт и возможность общения.
Эдгара Моро, несмотря на возраст, можно смело ставить в один ряд с выдающимися музыкантами, поскольку он является обладателем специального приза на Международном конкурсе Мстислава Ростроповича в Париже как «Самый многообещающий конкурсант». В 2011 году он принимал участие в Международном конкурсе имени П.И.Чайковского в Москве и завоевал II премию. После ему была присуждена Премия Академии имени Мориса Равеля. В этом году он сам даст мастер-класс начинающим талантливым виолончелистам.
- Расскажите, с какими сложностями вы столкнулись при организации такого большого мероприятия?
Самое сложное, наверное, это боязнь того, что залы будут пустыми. У многих всемирно известных музыкантов график расписан на годы вперед, но они откликаются и приезжают к нам. И у нас, как у организаторов, все время стоит вопрос: «а придет ли наш слушатель?». К счастью, за последние несколько лет можно с абсолютной уверенностью сказать, что у нас появилась своя публика. Люди, действительно, любят наш фестиваль и с удовольствием ходят на наши концерты. Это приятно.
Возможно, это связано с тем, что в рамках Vivacello мы всегда стараемся проводить междисциплинарные проекты. К примеру, к нам приезжал Габриэль Прокофьев – внук Сергея Прокофьева и известный ди-джей. Совместно с Борисом Андриановым они выступили на одной сцене.
Для того, чтобы привлечь слушателя, мы, как организаторы, стараемся продемонстрировать безграничные возможности виолончели, этот инструмент может не только солировать, но также импровизировать, участвовать в джем -сейшенах, исполнять современную музыку, аккомпанировать стихам и прозе и многое другое.
Хочется отметить, что фестиваль также имеет и социальную значимость. Кроме того, что мы приглашаем гостей послушать и насладиться хорошей музыкой, мы сотрудничаем с благотворительными организациями: с Фондом Хабенского, с Фондом помощи хосписам «Вера», с Ракфондом. Музыка должна быть в жизни каждого, она лечит, поддерживает и вдохновляет.
- Каким вы видите будущее Vivacello? Планируется ли дальнейшее расширение географии?
Нас часто об этом спрашивали, и десятый, юбилейный фестиваль вышел за рамки своей стандартной формы. География Vivacello начала постепенно расширяться. В этом году впервые концерт пройдет в Санкт-Петербурге, а 19 ноября премьера сочинения Гии Канчели прозвучит в Тбилиси. Конечно, мы надеемся на дальнейшее развитие и расширение фестиваля, и в данном случае нам нужна поддержка.
Помимо этого, весной в Третьяковской галерее мы проводим фестиваль камерной музыки Vivarte, который по составу не уступает Vivacello и развивается параллельно с ним. Vivarte проходит в зале Врубеля, который вмещает около 200 зрителей, но при этом имеет многотысячную онлайн-аудиторию.