Елена Зеленцова: «Хотелось бы, чтобы практика джазовых фестивалей распространилась на все наукограды»
Самое интересное событие лета объединит на своей площадке ведущих российских и иностранных исполнителей, научные дискуссии и лекции, музыкальные инсталляции, арт-объекты, детские и игровые пространства, маркет винила и фудкорт.
О концепции фестиваля и исполнителях, представленных в программе нынешнего года, и о том, как развивается джаз, корреспонденту Infox.Ru рассказала вице-президент Фонда «Сколково», директор по развитию городской среды Зеленцова Елена Валентиновна.
Елена Валентиновна, добрый день! Расскажите, пожалуйста, как к организаторам пришла идея концепции фестиваля «Skolkovo Jazz Science» - объединение джаза и образовательной программы?
Эта идея была продиктована местом, в котором мы находимся - инновационным центром «Сколково». Поскольку джазовых фестивалей в стране довольно много, нам хотелось сделать так, чтобы на этой площадке была не только музыка, а произошло соединение музыки и науки. Наука, инновация, предпринимательская деятельность - это «Сколково», а творчество, музыка, свободный полет фантазии - это джаз и искусство. Так, соединение науки и искусства стало возможным и произошло очень органично на площадке «Skolkovo Jazz Science».
По каким критериям вы выбираете участников?
Вы знаете, мы придумали этот фестиваль с Игорем Михайловичем Бутманом, и с самого начала он и его коллеги курируют музыкальную программу. Мы полностью на них полагаемся в вопросе подбора артистов. Разумеется, для нас важно, чтобы это были яркие исполнители, и также, чтобы это были исполнители, которые могли бы стать открытием для публики. Получается, как нам кажется, нестандартный, интересный и захватывающий line-up.
Мы знаем, что в 2016 году ваше мероприятие было признано главным джазовым событием лета. Получаете ли вы какую-то обратную связь от публики и как работаете с реакцией аудитории? Учитываете ее пожелания по артистам?
Вы знаете, да, мы прислушиваемся к мнению нашей аудитории и делаем опросы на площадке в день проведения фестиваля. Возможно, это прозвучит отчасти самоуверенно, но я никогда не слышала ничего, кроме хороших отзывов. И я не помню, чтобы кому-то не понравились какие-то исполнители.
Я знаю многих профессионалов в сфере организации мероприятий и творческих событий. С ними мы обмениваемся мнениями по поводу деталей, касающихся организационных моментов. Что касается пожеланий широкой публики, в прошлом году, например, была плохая погода, поэтому, наверное, самым большим пожеланием было сделать 25 августа 2018 года погоду получше, и мы над этим работаем.
Учитывая идею фестиваля, насколько организаторы должны выступать направляющими для рядовой публики? Ставится ли просветительская задача?
Мне кажется, что организаторы любого фестиваля такую задачу перед собой ставят, даже как некую сверхзадачу. Конечно, каждому профессионалу своего дела хотелось бы благотворно влиять на свою аудиторию.
Сейчас у публики запрос вообще исключительно на просветительские вещи, на образовательные истории. У нас, например, огромной популярностью пользуется научный лекторий. Мы в первый раз были очень удивлены. На лекции в городе приходят тысячи людей, и лекториев огромное количество. Получается, что у публики сейчас есть запрос на просветительскую компоненту любого события, даже которое, казалось бы, раньше воспринималось исключительно как приятное времяпровождение.
Насколько на ваш взгляд полезна коллаборация музыкантов разных джазовых направлений?
Безусловно она полезна, тем более, что джаз сейчас – очень широкое понятие. Джаз - это скорее некоторое направление умной импровизационной музыки, нежели четко очерченный жанр. Как, собственно, во многих других областях творчества, в том числе и в науке. Любопытно, что наука сейчас больше всего развивается на границе дисциплин. Скажем, самое популярное – это не биология или медицина, а биомедицина. Это сейчас самое актуальное направление. В творчестве тенденция похожая – соединение разных техник, стилей и направлений. Все, что на границе джаза и соула, на границе джаза и фолка, на границе джаза и классики, вызывает наибольший интерес и наибольший отклик публики.
А с какими трудностями вы столкнулись во время организации фестиваля?
Вы знаете, была такая старая шутка по поводу того, что организовывать мероприятия – это примерно так же легко, как ехать на велосипеде, только велосипед горит, все вокруг тебя горит, и ты тоже горишь.
Организационные сложности всегда возникают, но нам было удивительно, что мы столкнулись с очень благодарной публикой, с которой очень приятно работать. Нам важно раскручивать нашу площадку и то, что нам казалось сложным, в итоге оказалось нашей точкой роста, возможностью дальнейшего развития.
Например, я вам рассказывала, что у нас очень обширная лекционная программа, которую мы с прошлого года выносим и на сцены. В этом году на Экспериментальной сцене с лекциями выступят Ася Казанцева и обозреватель Борис Грозовский, который будет рассказывать про экономику свободы творчества, и это будет наравне с прекрасным норвежским трубачом Матиасом Эйком, победителем многих международных конкурсов. На Главной сцене у нас, конечно же, сыграет Игорь Бутман со своим Оркестром и американской вокалисткой Fantine, также будут прекрасные исполнители из Великобритании Mamas Gun. Выступит и очень заметная, русская певица Светлана Жаворонкова в составе группы Secret Atelier и музыкальное трио Даниила Никитина.
В программе все сбалансировано – можно послушать умную музыку и познавательные, но не занудные лекции. Нам изначально казалось, что просветительская составляющая не вызовет такого большого отклика, но теперь мы наоборот ее оставляем и очень трепетно к ней относимся, потому что знаем, что некоторые гости приезжают специально ради нее.
На какие жертвы вам, как организатору приходилось идти, чтобы все шло по плану. Или за три года организации джазового фестиваля механизм начал работать как часы?
Организаторы всегда идут на жертвы. Все интеллектуальные творческие работники просто обязаны идти на жертвы, - я шучу, конечно.
Вы знаете, с одной стороны, действительно, у публики есть ожидание и ощущение того, что фестиваль проходит уже в третий раз. С другой стороны, я-то как раз считаю, что, чем больше история у события, тем труднее становится, потому что всегда есть искушение повторения пройденного, а хочется всегда привнести что-то новое. Например, в этом году мы сильно обновляем и усиливаем научную программу. У нас каждый раз новые партнеры и активности. У нас будет огромная детская программа вместе с фестивалем науки «WOW! HOW?», у нас будут принципиально новые интерактивные зоны и объекты, где можно будет изучить физические явления. У нас будет отдельная программа для малышей, а еще книжная ярмарка и традиционный уже виниловый маркет.
Ярких проектов в Москве не так много, и мы стараемся их всех собрать. Наверное, поэтому никто не уходит недовольным, потому что практически для любой аудитории находится какое-то интересное дело.
Елена, есть ли у вас мечты, которые пока не удаётся реализовать на «Skolkovo Jazz Science»?
Мне бы очень хотелось, чтобы в Россию приехала Арета Франклин. Это живая классика жанра, и она, к сожалению, уже давно не выезжает из своей страны, поэтому это желание, скорее, из области мечты.
Ну, а вообще, мне хотелось бы, чтобы практика джазовых фестивалей распространилась на все наукограды. Учитывая, например, какая мощная традиция в Новосибирске, где есть академгородок и где сейчас успешно развивается новосибирский технопарк. Мне кажется, джаз должен стать неотъемлемой частью инновационного развития, развития предпринимательства, и этот праздник может украсить не только инновационный центр «Сколково», но и другие инновационные центры по всей стране.
Ну и напоследок. Чего вы пожелаете посетителям фестиваля и читателям?
Я пожелаю все успеть попробовать – у нас так много всего и всего один день. Все попробовать, потрогать, послушать, собрать, откусить и везде побывать. И, конечно, всем нам желаю яркого солнца и хорошей погоды.