Рукожопые чиновники создают протесты на ровном месте
Рукожопые чиновники создают протесты на ровном месте
С Дмитрием Потапенко интересно обсуждать самые разные темы - он заметен в информационном пространстве и частенько эпатирует публику громкими заявлениями. Но встреча с ним на Гражданском форуме муниципального самоуправления позволила увидеть его в новом ракурсе. О том как планирует строить гражданское общество известный бизнесмен выясняла у Дмитрия Потапенко Наталья Самойлова.
Вас интересует настроение общества, возможность его консолидации. Как вы - успешный бизнесмен и уже активный политик – находите возможность удовлетворять свой интерес?
Сколько я нахожусь в публичном пространстве, я делаю одно и то же - когда меня приглашают на конференции, я задаю вопрос, а кто там будет. Во-первых, меня интересует аудитория, потому что меня не интересует все остальное - все вторично. А второе, я задаю вопрос - сколько у меня времени. Когда мне говорят - у вас час, я говорю - это только поздороваться. Сказать здрасьте. В прямом физическом смысле. Вы видели сколько это было. Причем вы понимаете.-.общение было не только в зале, но и за пределами и пока шел до машины меня ловили люди, я не помню, во сколько я приехал домой. При том, что предполагалось, что мое “выступление” (в кавычки поставлю это слово), 10 минут в фойе, которое переросло плавно в двухчасовое общение с людьми.
Ценна такая форма общения и взаимодействия с людьми, потому что вы абсолютно правы, на их вопросы некому отвечать, и со своими проблемами им некуда пойти.
Я вам скажу больше - с ними не работают потому что задачи такой не стоит. Вот я ездил полтора месяца с дальнобойщиками. Я просто реально сел с ними и полтора месяца по городам и весям разъезжал. Я жил в кунге этом металлическом как Вицин и Моргунов, потому что инфраструктуры никакой нет. Их просто никто не выслушивает. С ними никто не хочет взаимодействовать, ни власти, ни извините эксперты. Взаимодействуют очень фрагментарно. В рамках своих каких-то интересов.
И этот интерес понятен - митингов, протестных акций гигантское количество в последнее время. Это очень сильно отличается от прошлого года, я уж не говорю про какие-то предыдущие годы.
Потому что власти настолько рукожопы, они создают такие протесты, на таких ровных местах, где можно было разрулить, просто выслушав человека, они создают реальный протест, который может во все, что угодно вылиться. И про нынешнюю ситуацию могу сказать, что взорвут политическую стабильность раздолбаи у власти, потому что они просто рукожопые, все. Это никакой не протест, никакие не Америки, даже близко не враги, а просто рукожопые чиновники, которые не умеют управлять, и систему разрывает.
Анализируя текущий протест – люди не готовы объединяться ни под каким- то лозунгами, ни идти за какими-то лидерами. Эта недоговороспособность - результат неких объективных обстоятельств, с которыми просто нужно работать? Как работать - никто не понимает, потому что все, до этого момента занимались своими делами, и они никуда не делись. Понимания и методик нет. Консолидировать людей никто не умеет.
Организация общества - это задача официальной пропаганды, они делают все правильно как им нужно– работают над атомизацией общества. И у них получается.
Что сделать в обратную сторону?
Если эксперт называет себя экспертом, нужно, во-первых, понять - сколько групп влияния внутри любого протеста, что, условно говоря, беседами и ответами на вопросы всегда делали. Возьмем тему экологическую. На самом деле это все пересекается с бизнесом и с маркетингом. Вот если взять любое движение, там тоже внутри есть четкие группы: зеленые левые, зеленые правые, зеленые экстремисты и сначала нужно понять, исследовать эту область, где кто концентрируется. и сначала нужно вот это все исследовать, потом уже этим разным людям давать разный инструментарий. Как я это делал в дальнобойном движении, хотя естественно, что первое в чем меня обвиняли - что я буду их каким-то образом использовать на выборах, тогда еще даже выборов не было. И потом собственно говоря я своими действиями доказал, что это не так. У меня была совершенно другая задача. Моя задача была дать им инструментарий, чтобы они могли самоорганизоваться.
Другое дело, что многие им не воспользовались, ну потому что невозможно, если ты структурирован вчера, ничем никогда не управлял, вдруг ни с того, ни с сего нужно управлять протестным движением и достигать целей. Вообще протесты - это точно такая же бизнес-схема без логики денег, но с логикой такой же системы управления: кто генеральный директор, кто финансовый, принцип один и тот же. Это абсолютно менеджерская задача. Она достаточно скучная, примитивная, но это именно менеджерская задача.
Вы говорили про экспертов. Что на ваш взгляд должны сейчас сделать эксперты для того, чтобы решить эту управленческую задачу?
Ничего, потому что все эти эксперты, извини, не менеджеры.
Это у тех, кто принимает участие в протестном движении, должно вызреть. Они готовы сейчас побузить, абстрактно, им не важно, за что они бузят, но ни не готовы понять, что власть является одним из факторов этой задачи. И что-то надо именно с системой делать, по-другому их узкую задачу не решить. А это проблема, потому что протест всегда строится на логике - тех вырезать, этих поставить, а ничего не произойдет в результате простой рокировки. Вот условно говоря, голосование за президента РФ или вообще как таковые выборы президента РФ и смена его на иного президента, например, очень оппозиционного - это проблема. Проблема в том, что и те, и другие - зеркало друг друга. Все они говорят одно и тоже: давайте этих расстреляем, ну ладно, выгоним, поставим наших хороших. И это фатально, потому что и те, и другие выбирают царя. Они выбирают систему управления такую максималистскую, когда я маленький ребенок и дайте мне великого отца. Какого отца - это уже не имеет значения и для меня фатальны и те, и другие. Потому что система должна существовать без царя. Она должна существовать на том, что мы с вами, как гражданское общество, как граждане, делаем свои собственные мирки, которые катятся в каком-то одном направлении. Всем нужна свобода, никто не хочет жить в несвободе, во внутренней несвободе, никто не хочет жить, если переложить это на экологическую терминологию, никто не хочет жить в говне. Вот мы были вчера в Челябинске, а там же выбросы, мы въезжали в город и машина ехала со скоростью 10 км в час, потому что смог, мы ехали ночью и еще выброс пошел, воняло… Был такой фильм, рассказ, ужастик, “Туман” - он так и называется, оттуда пауки вылезали. Вот было ощущение, что просто вата упала. Никто в этом не хочет жить, даже те, кто делает эти выбросы. Но для этого нужно сначала вот здесь и вот здесь - то есть в голове и сердце - ты должен выжать из себя раба, должен осознать, что ты отвечаешь за свою жизнь. Причем не только за свою жизнь, а в целом за страну отвечаешь. Нет какой-то мамы, папы, бабушки, дедушки, которые голосуют за условного Путина. Вопрос не в нем, вопрос в том, что, если даже он завтра умрет, мы опять себе Путина поставим. Опять будем выбирать хорошего царя, неважно как его зовут. А раз мы выберем царя, это к кому претензии - к нему? У него есть свои плюсы, свои минусы, но у меня вопрос к нам самим.
У нас тоже на самом деле больше всего вопросов к нам самим. И уровень той активности, которую мы сейчас наблюдаем - вы правильно сказали, у многих это побузить, у некоторых это сменить власть на близкую себе по духу. Но не более. Да, есть очень небольшая часть людей активных, которые задают себе вопросы и ищут на них ответы, а в публичном поле ответов что делать и как организоваться - нет. Хотя бы на этом самом микроуровне - менять конструкцию, нет методик.
Они невыгодны. Не то, чтобы их не существует. Они существуют в рамках банального учебника по менеджменту. Но они невыгодны, потому что как только мы с вами этот учебник по менеджменту предложим всем, кто недоволен, то они не увидят там «взорвать или сжечь».
А что делать? Просто ждать? Пока набузятся и поймут, что так результата не достигнешь? Что гражданское общество начинается с собственной мусорной корзины, с того как она организована, с умения считать сколько ты налогов платишь и следить за тем, куда их тратят чиновники. Скукотища!
С каждым работать индивидуально, потому что здесь создание гражданского общества, это работа в конкретной группе. Вот то, что я делаю, сегодня делал, там делаю, это разговоры персонально с каждым. Потому что внедрение менеджмента каждому придется сделать индивидуально внутри своей небольшой группы. У каждого свои заморочки, у каждого свои болячки. Потому что, если вы начнете рассказывать у себя в группе, что экология - это грязное дело, вас тут же сожгут, как ведьму. А экология - это не плохо и не хорошо, это просто технология. Это та же технология, что мы делаем сейчас какой-то продукт, но мы чуть-чуть более продленно смотрим на него. На последствия. Можно сократить этот срок? Можно, это другая технология. Можно чуть-чуть удлинить. Экология - это экономика, все счетно. Можно перейти только на уголь, и его сжигать. Соответственно, мы начнем немного поджирать сами себя, как потребители. Значит здесь начнет немного падать, здесь провалимся. Можно уйти целиком в зеленые технологии, можно, но это мы не вытянем, финансово сейчас. Соответственно, мы тоже сожрем себя. Считаем, выбираем.
Нет более-менее отработанных схем, как взаимодействовать с людьми. По вашему опыту - просто собственный ресурс, энергетика?
Помните этот форум. Вот собственно выходишь и вперед. Как взаимодействовать с каждым их них? Вот их сколько там было? Ну может быть человек 50-60 в зал вошло. Сегодня было 400. У меня залы разные: минимально - это советы директоров закрытых компаний, куда я вхожу, там может быть от 5 человек и до 10-ти тысячного зала. Нет универсальных пилюль. Нужно сегментировать.
Какие основные мысли вы доносите?
В основном, все, что от слова - ответственность, все остальное - вторично. Ответственность твоя за все. В том числе за то, что тебе не нравится. Ну условно говоря, если бы я работал в экологическом движении, я бы сказал, - ты должен понять, что тот человек, который делает выбросы, он тебе не враг. Ты должен принять его. Это партнер, с которым надо работать. Вот именно так: не сжечь ведьму, а работать. И как только ты понимаешь, что все это шар, то твоя ответственность в том числе и за эти выбросы - не закрыть просто кран, а понять, что он делает эти выбросы, не потому, что он скотина, он тоже живет в этом же городе, он не может уехать, у него там живут дети, и соответственно, дышат все этим дерьмом. И он это все понимает. Он просто часть системы, и не его надо сжечь, а систему поменять.
Непростая конструкция, не попадает в паттерны.
Вообще не попадает. Это не про Россию. Нам бы вот сжечь ведьму, неважно какую. Неважно, Путин, Потапенко, это фамилии, давайте просто сожжем! Я вот смотрю на разницу между европейским опытом и российским, там памятники - вот они стоят, памятники очень непонятные кому возведенные и стоят спокойно. У нас все время истерика: 100 лет прошло, и вот это вот опять: Ленин плохой, Ленин хороший, закапайте-откопайте. Потому что Ксения Анатольевна объявила, а давайте закопаем, я сказал - слушайте, а давайте его откопаем, уже без разницы. Потому что уже не имеет значения. Давайте уже оставим его в покое. Ну что это принципиально для вас меняет?
Понятно. Все это, чтобы не заниматься сегодняшним днем...
Конечно! Мне много чего в этой жизни не нравится. Но есть приоритеты. Нет давайте мы сейчас устроим это показательное выступление. А есть, и я реально знаю людей, для которых это фетиш, при этом они Ленина видеть никогда не видели. А давайте эта проблема просто уйдет со сцены, и тогда мы будем относиться к вопросу по-другому, как к научному эксперименту. Должен ли этот научный эксперимент происходить на территории московского Кремля прилюдно, нет, скорей не должен. Скорей он должен быть перенесен в лабораторию, если уж мы так хотим. Если по формальному принципу пойти: там нет претензий от его родственников, то давайте, пусть это останется экспериментом. Но все равно это не вот сию секунду давайте сожжем ведьму и всей страной будем на это бесконечно пялиться.
Как вы считаете, сейчас вообще опасно заниматься гражданской активностью? С точки зрения проверок, внимания органов, в том числе и к предпринимательской деятельности. Потому что большинство людей, которые в эту сторону сейчас смотрят, они в любом случае уязвимы, потому что за плечами бизнесы...
Изначально об этом нужно думать. О том, когда ты что-то начинаешь делать. Меня когда спрашивают, вот вы там где-то засветились, я говорю - вопрос понять, когда я засветился. Потому что для многих я засветился в 15м году. А если уж быть честным, я об этом тоже много говорил - для меня это уже третья реинкарнация, на которую я смотрю со смехом. Ну потому, что я для вас засветился. Потому что первый взлет, когда на втором месте в Яндексе, после смерти Майкла Джексона, было видео с Дмитрием Потапенко, которое называется: «вам предложат посидеть на дорожку если ваш бизнес приглянется конкретному пацану в погонах» это 2009 год. Когда мне говорят, ну вот вы засветились - мне уже по барабану. У меня нет пиар-службы, нет секретарей, для меня это неприемлемо. У меня нет водителей, охраны. Бог миловал, я уже сто лет без охраны. Я так живу, я так дышу. Я понимаю, что надо медленно, верно разбирать это гражданское общество, создавать его и все, что сейчас делается, вот это типа вертикаль власти, мусорская власть - это разрушение гражданского общества. Мы никуда не рванем. Потому что гражданское общество - это сочетание индивидуальностей, это создание семей, нормальных человеческих семей, это создание сообществ: экологов, шахматистов, бегунов, предпринимателей - все это частные случаи. Вот я могу сказать, я когда изучаю конфессии, да, у меня это прям перекликается, я был на Тибете, я был в Мекке, я вижу, что те люди, которые дошли до самой высокой степени изучения религии, они одинаковые. У меня, сколько я с ними не общался, не возникало ни разу ощущения, что этот человек принадлежит какой-то конкретной религии. У меня есть абсолютно железобетонное ощущение, что вот как мы из одной точки приходим, в одну точку уходим. А люди начинают заниматься херней с рождения, кривобоко дорогу свою из точки в точку выстраивать. Потому что экологи, что предприниматели, все люди одинаковые, шарики покатятся в одну сторону. Поэтому не нужно призывать жечь ведьм, не надо сжигать, оставьте всех в покое. Занимайся своей жизнью, у тебя есть своя жизнь, есть свое направление, вот потихонечку его тяни, раскручивай и все будет у тебя нормально.
Если говорить о некоей простой форме консолидации усилий небольших, отдельных инициативных групп, что бы это могло быть?
Форма не принципиальна. Вот я, например, буду собирать общегражданский форум по регионам с одной простой целью. Буду формировать гражданское общество из экологов, бегунов, мамочек, и стараться давать им то, что я давал дальнобойщикам - инструментарий их работы. Я постараюсь сделать секции, как регистрироваться, как привлекать финансирование, как позиционироваться. Пока не консолидация, пока только просвещение.
Ну это первый уровень, без которого никакой другой не случится.
Собственно то, чем я занимаюсь на своем канале в ютюбе, я свои экономические обзоры пишу с точки зрения просвещения. Элементарного. Наши эксперты говорят очень сложно, даже мне не всегда понятно. Я понимаю, что они говорят, потому что я экономист, человек с высшим образованием, у меня там MBA , ну очень сложно говорят. Все можно говорить гораздо проще, может быть не так отлажено, может быть с ошибками в циферках, в том числе и когда потом это доносится журналистам, которые являются проводником к людям - нужно доносить примитивно. Не надо боятся этого слова. Нужно начать с примитивного уровня, потому что у нас нету примитивного уровня понимания экономики.
Я вам даже мостик перекину, очень показательный. Я первый дан получил в 93 году из рук японского мастера Танако Такинори, для 93 года круче гор, мне 23 года. К чему перекинул мостик. Вот есть Брюс Ли, с точки зрения техники он не было экстраординарен, он был неплох, но он самый лучший популяризатор боевых искусств. И даже вы его знаете.. Почему я вам показал эту сферу, вы ее вообще не знаете, для вас она неизвестна, но имя Брюса Ли для вас известно, потому что он первый, кто это сделал. И это реально звезда. Он сделал дистрибуцию информации. Он первый китаец, который органично смотрелся на экране ТВ. То же самое - Арнольд Шварценеггер , он не был лучшим бодибилдером изначально, вот совсем, и задачи не было бодибилдинга. Он органично вписался вот в эту канву массмедиа и бодибилдинг как спорт пошел благодаря этому.
Вы сейчас начнете дистрибутировать и популяризировать идеи гражданского общества?
Да, обычный менеджмент. Если упрощенно, это может всем порезать слух, но это навыки примитивного менеджмента. В том числе, в первую очередь, важно для НКО. Они должны это освоить.