Фильмы про милицию вышли из образа майора Пронина
В каких фильмах в советском кино начали создавать образ сотрудника милиции?
Я послевоенный ребенок и все, что происходило тогда на экране, любой фильм становился событием, любой. Не было телевидения, а было кино. А среди книжек была серия «Библиотека «Приключения», просто из рук в руки передавались такие книжонки, там был цикл рассказов “Приключения майора Пронина”. И вот этот образ майора Пронина, он по-моему просто переносился на экран. Появлялся такой абсолютно все раскрывающий и за всех заступающийся, самый правильный человек на свете и он не генерал никакой, не маршал, он майор Пронин. Если тебе плохо, если тебя обидели, если вокруг несправедливость, вся твоя проблема состоит только в одном. Чтобы все это дошло до майора Пронина. И тогда майор Пронин придет, разберется и всех накажет. Мы же все жили в реальном мире, во дворе шпана, рядом участковый, которого в отличие от сегодняшних времен все знали в лицо, и он отслеживал, по какой дорожке ты идешь или не идешь, все знали всех и видели милицию вокруг себя и видели как она работает.
Хуже своих экранных героев?
Нет конечно. Просто их жизнь отличалась от экранной, но вызывала не меньшее уважение, потому что зрители на большом экране не узнавали и себя, они тоже работали не так, жили не в таких квартирах, как рабочие с экрана – все понимали, что экран это мечта, а главное верили, что она осуществится. Поэтому никому в голову не приходило осуждать милиционера из кино за то, что он говорил: «Не будете ли вы так любезны, проследовать со мной в отделение…» или «Гражданин! Как Вы смеете на ты обращаться к незнакомой женщине?».
Помнится в “Место встречи изменить нельзя”, Жеглов Кирпичу предлагает папиросу. Тот отвечает «Я сам не курю, но в камере пригодится».
Все разговоры в кабинетах следователей начинались с предложения подозреваемому закурить. Следователь был такой «раздаватель» сигарет. Я уже начал работать в кино и мой сосед спросил – «Слушай, а сколько же они получают в этой милиции? Я живу от зарплаты до зарплаты и у меня посчитано, что я выкуриваю пачку сигарет в день. Вот я откладываю на это деньги и знаю, что у меня определенную сумму занимает мое курево. Что за богатые такие милиционеры, они направо и налево раздают сигареты? Курите Сидоров, курите Иванов» - я не знал, что ему ответить. Во времена, показанные в «Место встречи изменить нельзя», я еще маленький был, а что такое ребенок послевоенный, эти 50-е годы? Это человек кино. Кино смотрели взахлеб. Потому что в фильмах, как “Дело №306”, “Дело Пестрых” появлялись удивительные люди, ты их в жизни не встречал. Они видят на 10 шагов вперед, они очень правильные. Они настолько правильные, что не могут себе позволить простой человеческой слабости. Таким образом, создавался образ человека, которого тебе надо было бы обязательно найти, если ты попал в беду. Словом «дядя Степа» для взрослых.
А когда этот образ стали разрушать и зачем?
Шло время и формат - умный милиционер и глупый преступник себя изжил. На экране появились изощренные преступники, умные, хитрые, изворотливые, просчитывающие свои ходы. Соответственно изменился подход к образу противостоящего им сотрудника милиции. И тогда появились другие картины, такие, как например “Дело Румянцева”. Тут уже шла другая игра, и зритель с удивлением узнал, что есть и плохие милиционеры, которые предают хороших. Они могут, сидя в кабинете, когда ты ему говоришь «товарищ», ответить «тамбовский волк вам товарищ». Эту фразу запомнила вся страна. Конечно же справедливость в конце концов всегда торжествовала, но слово "предатель" прозвучало. Это сработало безотказно, так как фронтовая идеология была в каждой семье, или враг, или друг, а самое страшное предатель. Эти сотрудники, появляющиеся на экране - зло, которое обязательно должно быть наказано и зрители с нетерпением этого ждали.
Ну и конечно же эти фантомы, я их называю «нереальные люди», «нереальные милиционеры» стали обрастать со временем человеческими чертами. У них появлялись какие-то слабости - этот любит рыбалку беззаветно, тот поглядывает на часы, потому что начинается футбольный матч - включались элементы настоящего кинематографа, при котором личность становилась более многогранной.
И ты начинал узнавать знакомые черты в этих облеченных большой властью людях, появлялись знакомые тебе вещи. Не из “Приключений майора Пронина”, а из хорошей литературы появлялись герои. Вот так появился Анискин. Дело в том, что Виль Липатов прекрасный писатель. Тем, кто оценивает его творчество только по «Анискину», рекомендую прочитать “Серую мышь”, и станет ясно, с какой мощной фигурой в литературе мы имеем дело. И когда такие люди берутся за дело, то рождается образ такого милиционера, односельчанам которого ты завидуешь. Анискина не купишь, не уговоришь, не запугаешь.
Сегодня «оборотней в погонах» на экранах не меньше, чем «Анискиных». Чем это объяснить?
Вечный парадокс. Это всегда было, есть и, к сожалению, будет. Положительный герой не обладает яркими красками, вот их просто не существует. Яркие краски у преступников - они лихие, они рисковые, а положительный герой он неяркий, он ничего не делает напоказ, играть ему трудно, и его положительные качества проявляются только в каких-то столкновениях. Вот что ты можешь сказать о хорошем человеке, кроме того, что он хороший, зато о плохом будешь говорить часами. Вот в чем вся штука, поэтому мы их не видим. Мы мало говорим о том, сколько сотрудников полиции погибает каждый год, о том, сколько ими спасено человеческих жизней, мы даже не говорим о том, какое колоссальное количество подонков сидит в тюрьмах за тяжкие преступления. А кто их собственно туда посадил? Те самые неяркие положительные герои. Предатели их не посадят, они сами должны сидеть, рядом.
А как Ваши фильмы влияли на образ милиции?
Стояла в плане студии тема про ППС и как-то, честно говоря, особо желания никто не испытывал по первоначальной заявке что-то делать. Это “Внимание, всем постам!”. О патрульно-постовой службе, что там можно придумать? Это как из песни “..наша служба и опасна и трудна, и на первый взгляд как будто не видна”, она не видна и на второй, и на третий, ну вот чего-то ходят, ездят люди по городу, в небольших погонах сержантских… А это самый мощный отряд милиции! Ясно было, что про мощный отряд не получится, а вот про одного человека может быть интересно, если интересна его жизненная история. И такую историю мы нашли. Я не буду говорить что нам удалось, что не удалось - это не мне решать. Значение имело следующее: колоссальное количество заявлений в милицейские учебные учреждения от только что вернувшихся из армии ребят. В своих заявлениях о приеме многие ссылались на нашу картину. Вот это была настоящая победа. Реальный человек, прекрасно сыгранный Андреем Ростоцким, оказался настолько убедительным, что колоссальное количество молодых людей решило служить в милиции.
После такого успеха должны были поступать новые предложения?
И они поступали. Одно весьма неожиданное… Я получил приглашение стать режиссером документального сериала «Криминальная Россия». Поначалу воспринимал это как передышку перед возвращением в игровое кино, но пауза эта затянулась на 20 лет.
Чем это объяснить?
Встречей с невыдуманными героями. Ни Конан Дойлу, ни Агате Кристи в страшном сне не приснились бы кровавые истории упырей типа Чикатило и Муханкина, а уж как далеки прославленные Шерлок и Эркюль от реальных профессионалов сыска, таких как Амурхан Яндиев и Анатолий Евсеев и говорить не приходится. Отсюда несколько десятков серий «Криминальной России», две авторские программы на телевидении - “Их разыскивает милиция” и “Их разыскивает полиция”, постоянная работа с реальными сотрудниками, образ которых мы так долго пытались создавать в игровом кино. А главное появилась обратная связь, например, за первый год выхода программы «Их разыскивает милиция» на Первом канале, было раскрыто 9 тяжких преступлений с помощью самих зрителей, из них 6 особо тяжких.
Что можно выделить из последних работ про милицию? Хорошие рейтинги были у сериалов «Глухарь» и «Ликвидация».
Я не кинокритик. Мне понравился сериал «Ликвидация». Отличная актерская работа, профессиональная режиссура и крепкий сценарий. Все слагаемые успеха. А главное никакого заигрывания с аудиторией.
Что Вы имеете в виду, говоря «заигрывание с аудиторией»?
Есть два подхода – один пытаться угадать аудиторию, другой ее просчитать.
«Вот ребята, вы длинноголовые и это не для вас. У меня есть широкая аудитория, которую я себе представляю, я ей могу потрафить, и они мне принесут рейтинги и все прочее». По этому рецепту делают программы типа "Дом-2". На мой взгляд, профессиональная работа в кино и на телевидении, как снайперская стрельба - одной пулей в центр мишени. А вот жвачка рейтинговая - это стрельба в ту же мишень, но дробью. Авось кого-нибудь зацепит. Мой учитель Сергей Аполлинарьевич Герасимов, часто повторял: «девиз плохого повара - за вкус не ручаюсь, но горячо будет!».
Раньше в фильмах про милицию были консультанты, писали в титрах - консультант генерал-майор такой то, сейчас есть такое понятие? Иногда смотришь современные фильмы и как говорили раньше - «кино и немцы».
Я думаю, что с игнорирования этого института консультантов и начались колоссальные проигрыши, до смешного доходящие. Например, на фильме “Внимание, всем постам!”, консультантом был зам. начальника ГУВД генерал милиции Николай Иванович Шаранков. Реальный человек, прошедший путь от рядового милиционера до руководителя главка. Умный, ироничничный, обаятельный человек, который сам не позволил бы нам выглядеть дилетантами и выдавать желаемое за действительное.
Спасибо, с Праздником Вас и ваших коллег, Игорь Матвеевич!