Москва
26 декабря ‘24
Четверг

Россия, Иран и Азербайджан готовят проект послевоенного обустройства Сирии

К следующему саммиту Россия – Иран –Азербайджан в 2018 году его участники придут с комплексным проектом послевоенного обустройства Сирии

В первый день ноября в Тегеране прошел трехсторонний саммит Россия – Иран – Азербайджан, основной темой которого стала экономика. Александр Горбачев обсудил с доцентом кафедры теории и практики таможенного дела МФЮА, ответственным редактором научно-практического журнала «Маркетинг и логистика» Александром Арским сложившуюся экономическую конфигурацию в регионе.

Аспекты экономического взаимодействия, которые были актуализированы на прошедших трехсторонних переговорах, это задание новых векторов делового сотрудничества в перспективном регионе на фоне внешнего экономического давления США и некоторых стран Европы на Россию и Иран.

Какой сейчас товарооборот между странами-участницами саммита?

Положительная динамика товарооборота России, а именно его рост на десятки процентов (70% с Ираном, более 60% с Азербайджаном) в сравнении с 2015-16 гг. свидетельствует о необходимости срочной ревизии торгово-экономических и логистических связей между странами. Данный рост товарооборота, свидетельствует не столько об успехах экономик, сколько об упущенных выгодах, которые не были реализованы в 2014-2016 гг. В этих условиях, формируется самый удачный момент для качественного прорыва в торговых и логистических связях. Тому оказывает поддержку негативный фактор санкционного давления США и некоторых стран Европы на Россию и Иран на финансовых рынках (ограничение возможностей долгосрочных займов), что в свою очередь логично приводит к ограничению долларовых расчетов между Россией и Ираном при переходе на взаиморасчеты в национальных валютах.

Получается, что санкции автоматически приводят к тому, к чему духовный лидер Ирана Али Хаменеи призвал на встрече с Владимиром Путиным – к изоляции Америки? При этом на следующий день аятолла вообще назвал США главным врагом Ирана.

Али Хаменеи – авторитетный духовный лидер и опытный политик. Он должен быть объективным и честным со своим народом, это консолидирует иранское общество. Отношения Ирана и США далеки от идеала, обмен громкими заявлениями лишь обнажает системные проблемы США в выборе «друзей». Американские «коллеги» не терпят полутонов. «Кто не с нами, тот против нас» - лозунг американского истеблишмента в последнюю четверть века. В этих условиях, когда пылает Ближневосточный регион, свергаются лидеры суверенных государств, активизируются финансируемые радикалы у Ирана не возникает иллюзий о цене ошибки в отношениях с США. Поддержка России, коалиция с Турцией в Сирии, это возможность для Ирана разрядить внешнеполитическую напряженность. Однако, экономисту ясно, что США не отважатся на силовые (военные) шаги ни против Ирана, ни против Северной Кореи. Так как боевые действия с этими странами грозят союзникам США по НАТО и в Тихоокеанском регионе обрушением фондовых рынков и обесцениванием национальных валют.

Что такое таможенный коридор, о котором договорились участники саммита и почему у Ирана есть желание стать участником ЕАЭС?

Речь идет о снятии излишних таможенных барьеров, как в части двусторонней торговли, так и в части таможенного транзита в Европу. Механизм ЕАЭС, в отличии от Евросоюза, основан на учете суверенных интересов стран-участниц и  это его выгодно отличает. Национальные валюты, национальные парламенты и коллективная ответственность за принимаемые во внешней торговле решения делает механизм ЕАЭС одним из самых прогрессивных на сегодняшний день. Однако, эмоциональный фактор должен отойти на второй план, экономисты должны просчитать обоюдные риски взаимного сотрудничества, и здесь решение принимает не только Россия но и остальные страны-участницы ЕАЭС. Иран в ЕАЭС интересует рынок России, в том числе и в формате трудовой миграции.

Расскажите поподробнее о транспортном коридоре «Север-Юг»

Реанимация перспективных инфраструктурных проектов в области транспорта это не возможность, а необходимость. Озвученный проект «Север-Юг», приобретает особую актуальность на фоне развития Каспийского бассейна, обеспечивает выход российских магистралей в Южную Азию, приближая к России её товарные рынки.

Что можно сказать о достигнутых договоренностях в области энергетики?

Запуск второго энергоблока на АЭС «Бушер» сигнал Ирана миру о приверженности ранее достигнутых договоренностей по «мирному атому», атомная энергия, генерируемая на АЭС российской постройки на современном этапе отвечает высоким стандартам безопасности и экологичности генерации. Для России это диверсификация портфеля контрактов в области ядерной энергетики и формирование заслуженного имиджа надежного партнера в области атомной энергетики, ведь мировую общественность до сих пор беспокоит ситуация вокруг АЭС «Фукусима» в Японии, данные по которой противоречивы.

Касаясь вопроса реализации проекта энергомоста между странами, для построения общей региональной энергосистемы, можно отметить аспект снижения логистических и операционных издержек для предприятий региона, они получат дополнительные конкурентные преимущества образуемые от снижения итоговой стоимости электроэнергии для потребителей (предприятий).

Как Вы оцениваете перспективы поставок российского газа в Иран?

В мае уходящего года прошла информация о том, что «Газпром» планирует подписать соглашение с иранской госкорпорацией National Iranian Oil Company (NIOC) о строительстве в Иране завода по производству сжиженного газа, под поставки с  месторождения «Южный Парс», это значит, что есть инвестиционные проекты в Иране, где есть российские интересы. При трубных поставках природного газа в Иран необходимо учесть и особенности региона и модель формирования контрактной цены на газ, однозначно российский газ при этом, должен быть дешевле иранского.

Следующий саммит Россия – Иран – Азербайджан Владимир Путин предложил провести в России. С чем страны могут прийти к этой встрече?

Безусловно, с комплексным проектом послевоенного обустройства Сирии, той помощи и гуманитарной миссии, которой верны Россия и Иран. Любые экономические форматы не имеют шансов на успех, если нет «пояса стабильности» вокруг территории приложения инвестиций. Азербайджан, так же заинтересован в стабильности Каспийского региона, эта политическая площадка удобна для Азербайджана в части урегулирования или хотя бы качественного мониторинга напряженности с членом ЕАЭС – Арменией. Интенсивность международных «восточных» встреч В. Путина и Д. Медведева на уходящей неделе свидетельствует не только о «сверке часов», но форсировании некоторых договоренностей.

Популярные посты

Игорь Стрелков
14.04.2018, 09:34
Андрей Нальгин
22.01.2018, 12:01
Игорь Стрелков
25.05.2018, 13:23
Андрей Нальгин
04.03.2018, 16:58
Андрей Нальгин
02.02.2018, 10:27
Полная версия