«Талантливые люди никуда не уходят, их души с нами здесь остаются»
«Талантливые люди никуда не уходят, их души с нами здесь остаются»
В октябре 2017 года Россия отмечает125-летие со дня рождения Марины Цветаевой. В честь юбилея запланировано множество тематических мероприятий с участием видных деятелей культуры и искусства. Свою лепту к торжественной дате внесли заслуженные артистки России Ольга Кабо и Нина Шацкая, предложив зрителям музыкально-литературный спектакль «Я искала тебя…». Спектакль прошел в родном городе Цветаевой на сцене ММДМ, а в октябре-ноябре запланированы гастроли в Рязани, Ульяновске и Иркутске. Александр Горбачев выяснил у Нины Шацкой подробности создания спектакля, посвященного памяти великой поэтессы.
Этому спектаклю уже 5 лет, он появился к 120 летию со Дня рождения Марины Ивановны. В вашем вопросе есть слово - “поэтесса”, сама Марина Цветаева, как кстати и Анна Ахматова, считали, что слово “поэт” существует только мужского рода и пол для поэта не имеет значения.
К моменту создания Цветаевского спектакля уже существовал проект “Память о солнце” - посвящение Анне Ахматовой. Он имел такой резонанс и востребованность, что возникла идея о посвящении Марине Цветаевой. Наш режиссер Юлия Жженова предложила сделать спектакль не просто о Марине Цветаевой, а о том какой она была для дочери, Ариадны Эфрон. Ариадна 16 лет провела в лагерях и тюрьмах, и лишь освободившись из заключения, узнала, как ушла из жизни мать.
Все рукописи и дневники Цветаевой к этому времени были в разных местах, хранились у друзей, их скрывали и прятали. Ариадна, сама прекрасный писатель и поэт, талантливый художник, посвятила свою жизнь тому, чтобы наследие матери дошло до почитателей ее таланта. Годы жизни и невероятные усилия приложила Ариадна, чтобы стихи Марины Ивановны были опубликованы. В нашем спектакле я пою в разных жанрах - джазовые композиции, баллады, стилизованный русский плач. Я - олицетворяю воспоминание Ариадны о матери, которой уже нет. Оля читает прозу - дневники Ариадны о том, как складывались отношения с мамой.
Программа интересная, очень необычная, с изумительной музыкой. На стихи Цветаевой писал Микаэл Таривердиев, Андрей Петров - классики песни! Передо мной стояла сложная задача найти современного композитора, который бы сумел услышать в Цветаевских стихах присущую им музыку. Судьба сделала мне огромный подарок - я познакомилась с начинающим композитором Дмитрием Селипановым. Дима прислал для знакомства романс и с первых музыкальных фраз я была поражена тем, насколько точно, по моим ощущениям, он попал в музыку. За полтора месяца он написал 14 вокальных произведений и две увертюры и еще за две недели написал оркестровки на симфонический оркестр. Затем мы с Ольгой Кабо, в сопровождения симфонического оркестра Кинематографии, под управлением Сергея Ивановича Скрипки, записали спектакль в студии Мосфильма, и сейчас он существует в варианте аудиокниги.
За пять лет, прошедшие с премьеры спектакля, мы неоднократно гастролировали с ним по России, по городам, где есть симфонические оркестры. Это Екатеринбург, Челябинск, Якутск, Самара, Томск и другие.
Для меня огромное счастье исполнять эту музыку и понимать, что она отзывается в сердцах слушателей.
С этим спектаклем связана ещё одна премьера, которая состоится в начале октября. Одну из моих самых любимых песен спектакля, продюсер Алексей Петрухин взял в качестве саундтрека в фильм режиссера Павла Дроздова “Прощаться не будем”. На песню снят клип, мощнейший по эмоциональному воздействию. Я счастлива, что песня получила еще одну жизнь, и звучит не только в нашем спектакле.
А можете рассказать немного о фильме – о чем он?
Фильм об обороне города Калинина (сейчас Тверь – ред.) в Великую Отечественную войну. Осенью - зимой 41 года - стояли лютые морозы, немцы практически вошли в город. К слову, когда этот фильм снимался, съемки в окопах проходили при таких же ужасных морозах, как это было в 41- м году. Нас одевали костюмеры - современные утеплители, стельки с подогревом и все равно было невыносимо холодно. И тут же мы видели реальную форму, в которой воевали наши солдаты - я не представляю, как можно было защитить страну в таких условиях. Я не буду раскрывать сюжетную линию фильма, скажу только, что это шпионский детектив. И что это реальная история обороны Калинина.
А кого Вы играете в этом фильме?
Пусть зрители сами посмотрят… Состав актеров блистательный, это Андрей Мерзликин, Александр Робак, Егор Бероев, Анна Чурина, Юрий Кузнецов Елена Захарова…
Давайте вернемся к спектаклю – как появилась идея его создания и как на него реагируют зрители?
Это была Олина идея. Сначала я сопротивлялась, но мое сопротивление было сломлено встречей с Дмитрием Селипановым, Диминой музыкой.
Талантливые люди никуда не уходят, их души с нами здесь остаются. Мне кажется, это было желание самой Марины Ивановны - такой спектакль, такое глубокое погружение в ее жизнь. Однажды в Доме Музыки к нам подошла ее внучатая племянница, которая живет сейчас в Америке и мы были поражены, что она пришла инкогнито, - мы не знали, что она в зале. Ольга Трухачева в детстве много говорила о Марине со своей бабушкой Анастасией Цветаевой и была в курсе семейных отношений. Ольга сказала, что мы смогли передать атмосферу Цветаевской семьи.
Можно сказать, что Цветаевский спектакль повторение Ахматовского?
Ни в коем случае. Ахматовский спектакль полностью основан на поэзии Анны Андреевны. Ольга читает поэму “У самого моря” фрагменты “Реквиема”, я пою стихи Ахматовой. Музыка Златы Раздолиной, использованная в спектакле, существовала до того, как возникла идея спектакля и была мной записана задолго до нашей творческой встречи с Ольгой.
В Цветаевском спектакле Ольга рассказывает о Марине словами дочери, читает дневники Ариадны, а для меня музыка писалась специально, и это большая удача и счастье для любого певца. Над некоторыми вещами мы с Димой работали очень детально, чтобы музыка максимально соответствовала именно моим вокальным особенностям. Хотя, к концу проекта, композитор так хорошо меня понял, что правки уже практически не требовались.
Недавно Вы с Ольгой Кабо подготовили уже третий совместный театральный проект - что вы можете рассказать про него?
Премьеры еще не было в Москве, но по стране мы его уже играем. Это достаточно «легкий» проект, где каждый зритель и слушатель знает практически 100% стихов и музыки - мы специально взяли самое любимое из самого популярного – романсы, стихи, песни. Проект называется “Пятое время года - любовь” - это Ахматовская строчка - любовь в контексте времён года! Весной она рождается, летом расцветает всеми красками, осенью становится зрелой, но остаётся не менее прекрасной.
А что с любовью происходит зимой?
Любовь прекрасна в любое время года, просто она меняется.
На День города Вы были приглашены с выступлением на открытие парка Зарядье. Какие Ваши общие впечатления от парка и от многофункционального концертного комплекса Филармония, открытие которого запланировано через год? Насколько Филармония будет востребована?
Я выражу мнение всех московских артистов - в Москве катастрофически не хватает концертных залов, все даты расписываются надолго вперед. Театры обременены собственным репертуаром, Крокус огромный, и он далеко. Большой и помпезный Кремль - роскошная площадка, но он тоже не приспособлен для симфонической и камерной музыки. Остается зал Чайковского, который просто нарасхват и Дом Музыки, где одна большая площадка и две маленькие. Когда существовал зал “Россия” с трехтысячным залом, было очень удобно - не каждый поп-музыкант готов озвучить шеститысячник Кремлевского Дворца съездов. В Зарядье будут большой и малый залы, пока они в процессе строительства. Снаружи это огромный стеклянный, как будто бы пропускающий свет объект. Мне он нравится. Парковый комплекс ещё не полностью готов. Но, даже в отремонтированной квартире многое приходится доделывать и доводить до ума после того, когда въезжаешь.
Когда в следующем году откроют концертный зал, мечтаю, что буду там петь. Я была одной из первых артисток, кто выступал в только что построенном Доме Музыки и помню, что его довольно долго обустраивали. Чтобы появился уют, дом нужно обжить, наполнить теплом.
В прошлом году Вы написали книгу «Жажда жизни». Как написание книги пересекается с вашим творчеством?
У меня не было цели написать книгу. Долгое время для меня отдых был связан с пляжем и шезлонгом, из гостиницы меня невозможно было вытащить на экскурсию. И вдруг попала в Индокитай. Мои друзья, активные путешественники, взяли меня с собой, за три недели у нас было 12 перелетов, мы посмотрели Камбоджу, Лаос, Вьетнам, Мьянму. И такой активный отдых меня очень сильно изменил. Я была потрясена краснотой мира, количеством информации, возможностью так путешествовать.
Ещё я понимаю, что мы плохо знаем географию. Когда я летом собираюсь в Африку, я часто слышу: «Ты с ума сошла, там жарко». А там, в южном полушарии, зима в это время! Даже в Кении и Танзании в мае бывает очень холодно по утрам, не говоря о Ботсване, где в августе дело доходит до заморозков на почве.
Я ночевала в палатках и в удивительной красоты лоджах, где домики сделаны из той же скальной породы, что и ландшафт, а одна из стен - стеклянная, и когда утром просыпаешься и открываешь занавеску, мимо проходят жирафы и страусы.
Цивилизованного человека очень сложно удивить. Но, ни один человек не может остаться равнодушным, когда сталкивается с живой природой, когда из-за куста выходит леопард, а ты сидишь в открытой машине, и затаив дыхание ловишь объективом его взгляд.
Я никогда не думала, что у меня будет книга, но у меня плохая память, я делала заметки, эмоциональные записки, чтобы поделиться увиденным с друзьями. И как-то владелец журнала ТВ-Парк прочитал их и сказал – «Давай ты будешь писать о своих путешествиях». Из этих заметок впоследствии и выросла книга. Когда я беру ее в руки, мне кажется, что она живая и наполнена энергией. Там мои впечатления, рассказы гидов, сказки, которые родились у меня, глядя на животных. И я рада, что для людей, которые по каким-то причинам не могу путешествовать, я открываю горизонты, рассказываю как прекрасна наша планета.
Вы приняли решение участвовать в проекте «Голос» в этом сезоне. Зачем Вам, исполнительнице с именем, имеющей многочисленных поклонников и собирающей полные концертные залы участие в этом проекте?
Я всю жизнь пела музыку, которую называют "неформат", по большей части, с ней знакомо взрослое поколение. Иногда я пою романсы в радиоэфире и молодые слушатели спрашивают «А что это была за песня?» - им нравится этот жанр. Я подумала - если выросла новая аудитория, то я буду для неё голосом романса и баллад. И если есть шанс стать голосом этих жанров на первом канале, то нельзя им не воспользоваться! Я пошла не выигрывать, а петь именно эту музыку.
А когда я там оказалась, то поняла еще одну важную вещь. Когда я закончила вуз, началась перестройка и многие мои сокурсницы не нашли работу по профессии, как и многие другие специалисты. Чем они только не занимались, сейчас у многих уже дети выросли. А мечты остались нереализованными. Большинство из них думают - «Ну куда я пойду, там молодежь...» Я хочу своим примером показать - если есть мечта, то надо идти и делать. Многие в изумительной форме, красивые, талантливые, но они ставят себе ограничения, а ограничений в жизни нет. Надо развиваться до тех пор, пока ты можешь творить, что-то делать и не ставить себе барьеров. Я хочу быть для них примером.