«Российский интернет-бизнес растет даже в кризис»
Накануне открытия выставки RIW2016 своим видением тенденций в современном интернет-бизнесе поделился директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко.
Какие по вашему мнению самые интересные тренды в развитии интернет-бизнеса в России в 2016 году?
Российский интернет-бизнес растет даже в кризис -- вот, на мой взгляд, самый интересный тренд. 29 сентября мы презентовали итоги исследования “Экономика Рунета 2015-2016”. В этом исследовании -- главные показатели по Рунету за 2015-2016 гг. Объем экономики Рунета (контент и сервисы) по итогам 2015 года составил 1 355,38 млрд руб, а объем рынка электронных платежей — 588 млрд руб, что суммарно эквивалентно 2,4% ВВП России. Объем интернет-зависимых рынков сопоставим с 19% ВВП России, согласно данным, полученным в ходе Исследования . По прогнозам, в 2016 году объем экономики Рунета составит 1581,34 млрд руб. О вариантах развития и текущем состоянии экономики Рунета мы будем также говорить на RIW (1-3 ноября 2016 года), буду рад видеть всех, кто интересуется Рунетом!
Расскажите о примерах наиболее революционных изменений, произошедших благодаря применению интернет-технологий.
Сегодня большой толчок в развитии получает Интернет вещей. Интернет входит в жизнь каждого, иногда мы этого даже и не замечаем. Мы вызываем такси, заказываем еду, общаемся и видимся с друзьями при помощи интернета. Кроме того, на Западе уже активно развивается система “Умный дом” -- когда бытовыми устройствами можно управлять при помощи смартфона. Отмечу, что и в России подобные нововведения хорошо развиваются: проводятся отраслевые форумы и конференции, общественность интересуется данным вопросом.
Напомню, что в декабре 2015 года на форуме “Интернет+Экономика” ИРИ представил проекты дорожных карт развития Интернета. Тогда было введено новое понятие -- Интернет + , которое подразумевает повсеместную интеграцию интернет-технологий в различные сферы: медицина, суверенитет, образование, государство, общество, и многие другие. Кстати, интеграция интернета в медицину -- по-моему очень яркий и простой для понимания пример интернет-революции. Самый простой пример -- больше нет необходимости стоять в очереди на запись к тому или иному врачу, ведь есть система электронной записи. Кроме того, перед походом в медицинское учреждение можно прочитать отзывы о врачах и сотрудниках.
Все больше и больше людей совершают покупки через интернет. В связи с этим, расскажите про развитие электронной коммерции.
Сфера электронной коммерции является одной из самых стремительно развивающихся в отечественном сегменте интернет-бизнеса. Сфера электронной коммерции в России исследована в 4 сегментах: онлайн-ритейл в объеме 315,3 млрд руб. (прирост по сравнению с прошлым годом 13%), электронные платежи в объеме 588 млрд руб. (прирост 23.5%) и прогнозом увеличения на 2016 г. на 16,6%, онлайн-трэвел 315,3 млрд руб, прочие - 147,20 млрд (30%).
Прогноз на 2015 был оптимистичным, порядка 20%, что говорит о стабильности данной сферы.
Объясню, почему это происходит:
● Рост "интернет-стажа" интернет-пользователей: если в 2010 г. он был менее 3 лет, то сейчас более 6 лет;
● Все больше пользователей имеют опыт покупки и оплаты товаров в интернете: безналичными способами оплаты в интернете пользовались 69%;
● Доступ в интернет стал круглосуточным и повсеместным;
● Доставка стала быстрее, надежнее и дешевле;
● Офлайновые магазины закрываются или существенно сократили ассортимент.
Кроме того, эксперты отмечают постепенный рост качества и скорости доставки вследствие вложений в логистику как частных игроков, так и усовершенствование Почты России. Так, в 2015 году почта доставила почти вдвое больше товаров из интернет-магазинов, чем в 2014 году, и в 4,5 раза больше, чем в 2013-м.
Какие задачи стоят перед вашей ассоциацией: краткосрочные и долгосрочные?
РАЭК - это, в первую очередь, защита интересов интернет-бизнеса.
Наши долгосрочные задачи -- это формирование цивилизованного рынка электронных коммуникаций, поддержка проектов в отраслевом образовании и науке, развитие нормативно-правового поля по защите интересов участников рынка.
Краткосрочные задачи - это содействие в организации и продвижении профильных мероприятий, таких как RIW, Премия Рунета, Рунет: Итоги года и многие другие.
Наша Ассоциация в этом году отмечает десятилетие — за это время мы добились значительного успеха в области отстаивания интересов бизнеса, лоббирования ключевых интересов бизнес-структур перед государством, организации главных мероприятий Рунета.
Зачем интернет-бизнесу столько разных общественных структур и бизнес-ассоциаций. Не дублируют ли они работу друг друга?
Интернет-бизнес нуждается в поддержке. И это не громкие слова -- это правда. Наша Ассоциация делает все возможное для того, чтобы пролоббировать интересы бизнеса перед государством, и делает это успешно.
В России существует множество организаций, защищающих бизнес, но все они разные: АКИТ, РОЦИТ, ИРИ, АКАР, АИР и многие другие. У каждой их них свой профиль.
Что порекомендуете молодым специалистам - где сегодня в интернете нехватка специалистов и где получать специализированное образование?
Проблема подготовки высококлассных кадров крайне важна. Мы все понимаем, что за подрастающим поколением будущее. компаниях и организациях, относящихся к интернет-рынкам, включая самозанятое население, работает около 2 млн человек.
Сегодня доля ИТ-специальностей в общем количестве программ подготовки в РФ составляет 14%. В 951 ВУЗе из 2 607 можно получить специальность, связанную с информационными технологиями. ИТ-ВУЗы равномерно распределены в общем количестве ВУЗов страны, а ИТ-специальность можно получить в каждом третьем ВУЗе. При этом кризис практически не отразился на отрасли -- спрос на специалистов сократился всего на 15% относительно 2014 года. В других же сферах на российском рынке количество вакансий стало меньше на 20-40%.
В рамках RIW 2016 мы неоднократно будем обсуждать вопросы профильного образования. Кстати, у нас действует специальная акция для студентов - подробно можно узнать на сайте.