Василий Герелло: «Главное – не слушайте попсу!»
30 ноября в Большом зале Московской консерватории пройдет концерт известного оперного певца, народного артиста России, солиста Мариинского театра Василия Герелло. Прозвучат популярные арии и сцены из опер Моцарта, Доницетти, Верди, а также неаполитанские песни. Василий Герелло исполнит шедевры мировой классики в сопровождении оркестра Московского театра «Новая опера» имени Е.В. Колобова под управлением заслуженного артиста РФ Феликса Коробова.
О том, как научиться понимать классическую музыку, о тонкости и чуткости российских зрителей и о своих учителях Василий Герелло рассказал в интервью Infox.ru.
-Василий, в Вашем концерте 30 ноября в Московской консерватории прозвучат арии и сцены из опер Верди. В интервью вы не раз говорили о том, что Верди очень сложен для исполнения и существует лишь несколько исполнителей, способных петь эти арии. Какие, по Вашему мнению, существуют особенности исполнения Верди? Считаете ли Вы себя «вердиевским баритоном»?
-Вы знаете, любой баритон, наверное, хочет себя считать «вердиевским». Если кто-то меня так называет – хорошо. А я просто певец: первых много, а вторых мало, так вот я буду лучше вторым. Что касается особенностей исполнения, то здесь должно быть понимание стиля, надо знать итальянский язык. Также нужно владеть приёмом mezzo voce (с итал. вполголоса – прим. ред.), красками piano, forte, pianissimo, legato (с итал. тихо, громко, очень тихо, связно – прим. ред.) – вот такой набор. В сочинениях Верди особенная тесситура, особенный аккомпанемент. И ещё очень важна интонация (конечно, лучше, чтобы нигде интонация «не гуляла»).
-В Вашем концерте много неаполитанской музыки. Каковы её особенности?
-В итальянской, а в неаполитанской музыке тем более, важно взаимопонимание дирижёра и певца, потому что там очень много rubato (с итал. дословно «украденное время», т.е. свободное отклонение от темпа при исполнении произведения – прим. ред.). Если ты споёшь эту музыку, как Моцарта, ровно – раз-два-три, раз-два-три, это никуда не годится, это в неаполитанской песне никому не надо. Кроме того, неаполитанский язык немного другой, отличается от итальянского.
-Ваш концерт 30 ноября будет вместе с Феликсом Коробовым. Вы работали уже с этим дирижером? С какими дирижерами Вы работали до этого?
-Да, Феликс Коробов – замечательный дирижёр, я его знаю много лет, мы не раз выступали вместе. Это была моя личная просьба, чтобы он дирижировал, и он согласился. Я очень рад, что он найдёт эти два часа для того, чтобы продижировать эти замечательные произведения. Также я сотрудничаю с Валерием Гергиевым, Юрием Темиркановым, Рикардо Мути, Бернардом Хайтинком, с Владимиром и Дмитрием Юровскими, выступал с Клаудио Аббадо.
-Вы солист Мариинского театра. Но у Вас очень плотный гастрольный график. В каких театрах Вы работаете за рубежом?
Я работаю и в Метрополитен-опера, и в Венской опере, и в Ковент-Гарден. Такая жизнь, без постоянных переездов невозможно. Раньше Карузо садился на корабль и месяц плыл до Нью-Йорка, там давал спектакль. Сейчас совсем другое дело, есть самолёты.
-На какой сцене Вы себя чувствуете лучше всего?
-На той, на которой выступаю в тот или иной день. Но самые замечательные зрители – это русские люди. Они всегда тепло принимают. Хотя и ответственность больше, когда выступаю в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России. Нигде не бывает так волнительно выступать, как дома. Здесь самая строгая публика, но она и самая лучшая на свете.
-Несколько слов про Ваших учителей, педагогов, что они Вам дали, например, Нина Александровна Серваль. В одном из интервью Вы говорили о Дарио Фо, что для Вас означала работа с ним?
-Самое главное, что они дали мне – это полная свобода. Великие люди не давят, а направляют. Это очень важно. Бывает, что педагог сам не знает, чего он хочет от тебя, не понимает, что требует. А талантливые педагоги ничего не требуют от ученика, они сами направляют тебя в правильное русло. И Дарио Фо, и Нина Александровна Серваль, и маэстро Гергиев – они направляли меня. С этими людьми ты всегда студент, но равноправный студент, они не выпячивают себя, великие люди не парят сверху над тобой.
-Ваш совет людям, которые только начинают приобщаться к классической музыке, к опере. По Вашему мнению, что здесь важно – знать произведение, обладать музыкальной грамотностью или важны эмоции, переживания от услышанного?
-Прежде всего, важно воспитание в семье, слуховой опыт. Если слушать каждый день оперу, тоже можно с ума сойти. Всё должно быть постепенно, без фанатизма, и если это так, то оно само входит в твой организм. Сочинения Рахманинова, Чайковского, Верди – это музыка от Бога. Главное – не слушайте попсу!
-По Вашему мнению, что сейчас происходит с российским обществом, может ли как-то музыка помочь повысить духовный уровень людей, помочь отвлечься от повседневных проблем, задуматься о философских вопросах?
-В 90-е годы никого невозможно было загнать ни в театр, ни в филармонию, все слушали этот «Ласковый лай» / «Ласковый май». Сейчас совсем другая ситуация: никуда не попасть! На хороший симфонический концерт или спектакль купить билет очень трудно. И это большое счастье! На мои концерты приходит много молодёжи – это потрясающе! Значит, не всё потеряно в России. Россия жила и будет жить, потому что у нас есть настоящие люди, которые тонко чувствуют, люди с большой душой. Как бы нас не забивали, как бы нас не хотели испортить, не дождутся!