Москва
26 декабря ‘24
Четверг

«Мы играем все - от средневековых мадригалов до современного джаза»

22 мая в Московском международном Доме музыки пройдет концерт «Беспечный джаз времен сухого закона» в рамках нового проекта Алексея Козлова. О том, каким был джаз в самом своем начале, о таком модном в 20-30 годы XX века направлении как Sweet Music – музыке, которая звучала в США во времена сухого закона, о том, что помогло джазу выжить во времена Великой депрессии и об истории брасс-квинтетов корреспонденту Infox рассказал руководитель ансамбля Fortuna Brass band Александр Шаталов. Fortuna Brass band также примет участие в концерте. 

-Александр, расскажите, что такое брасс- бэнды, какую музыку они исполняют?

Вообще brass в переводится с английского как латунь или медь, т.е. материал, из которого изготовлены те инструменты, на которых мы играем. Брасс-ансамбли относятся к жанру камерного искусства. И, как другие представители камерных ансамблей (фортепьянных, струнных, народных инструментов) исполняют музыку, при помощи медных духовых инструментов.

-А вы могли бы рассказать, как зарождалось это направление, где его истоки?

История этой музыки очень давняя и интересная. Можно сказать, что это направление впервые появилось в России.

В 1880-90-е годы в Санкт-Петербурге появился Беляевский кружок, в который входили в основном музыканты-любители, возглавлял его известный российский лесопромышленник, меценат и нотоиздатель Митрофан Петрович Беляев. Участники кружка регулярно принимали участие на вечерах камерной музыки называемых «Беляевские пятницы».

Что примечательно, в 1893 году на одном из вечеров проходил конкурс композиций камерной музыки, где впервые был представлен новый вид камерного ансамбля – квинтет медных духовых инструментов. Автором произведения был Виктор Эвальд виолончелист из струнного квартета Беляева. В инструментальный состав этого любительского медного духового ансамбля входили: два корнета, альтгорн, баритон и туба, на которой в этом коллективе и играл Эвальд. На премьерном концерте ансамбля было исполнено произведение В.Эвальда «Квинтет №1», которое является первым оригинальным отечественным произведением для классического медного духового квинтета.

Потом, к сожалению, началась революция, и многие музыканты этого объединения иммигрировали, в том числе и в США. В эту страну они привнесли и идею камерной «медной» музыки. 

-И как развивалось это направление уже в США уже в 20-30-е годы?

В это время с ростом промышленности музыкальные инструменты подешевели и стали доступны. До этого струнные музыкальные инструменты считались аристократическими, а духовые – для рабочего класса. В это время у композиторов появилось много заказов на написание музыки именно для медных инструментов, эта музыка стала очень популярной.

Тогда же появилось и много джазовых музыкантов, поскольку не нужно было быть очень богатым человеком, чтобы играть на музыкальных инструментах.

В 20-30 е годы в США во время действия сухого закона стало необычайно популярным такое направление как Sweet music. И это был не совсем джаз, в чистом виде, это была, скорее, салонная музыка. Она звучала в подпольных заведениях, клубах и казино владельцами которых являлись гангстеры и бутлегеры. Они всячески заботились об облике своих заведений, приглашая лучших джазменов и танцоров того времени. Помимо культурного досуга бутлегеры щедро угощали клиентов запрещенным виски, разливая его из заварных чайников в фарфоровые чашки и под видом чая. Эта атмосфера, времен разлагающейся морали, блистательного джаза и «королей контрабандного алкоголя» отчасти описана в романе Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби».

В период Большого дефолта джаз выжил, во многом благодаря тому, что джазовые музыканты были востребованы, в подобных заведениях они зарабатывали приличные деньги, и, играя джаз, могли прокормить себя.

Но обратной «сотрудничества» стороной было то, что гангстеры считали музыкантов своими «крепостными»,  решая когда, где и с кем им выступать. Поэтому многие джазмены, чтобы избавиться от подобного гнёта стали эмигрировать из США. Например, Луи Армстронг в прямом смысле сбежал от гангстеров за океан, где находился в течение нескольких лет, выжидая когда ситуация изменится. Так это музыкальное направление появилось в Европе, и позже стало необычайно популярным.

В эти же годы эта музыка попадает к нам в страну. Леонид Утесов впервые услышал эту музыку в Париже в 1929 году. Его популярная песня «Барон фон дер Пшик» - не что иное как популярный фокстрот (Bei Mir Bist Du Schon). Точно также оркестры Якова Скомаровского, Александра Цфасмана исполняли эти мелодии.

-Расскажите про Ваш ансамбль Fortuna Brass Band, какую музыку Вы исполняете?

Нас объединила Московская государственная консерватория имени Чайковского. Наш ансамбль основан выпускниками консерватории в 2003 году. Вначале основным нашим направлением была классика. Сейчас мы играем все - от средневековых мадригалов до современного джаза.  Причем, исполняя и все промежуточные жанры. 

Причем, наши музыканты – мультинструменталисты, каждый участник в программе использует несколько инструментов. В инструментальном составе нашего ансамбля: труба, корнет, труба-пикколо, флюгельгорн, тенор-тромбон, альт-тромбон, туба, и ударные инструменты. Для шоу-номеров мы иногда используем и пневмо-духовой инструмент  – баян.

-Александр, а какая программа и какие  сюрпризы ожидают зрителей на концерте «Беспечный джаз времен сухого закона»?

Мы сыграем музыку, которая была безумно популярна в 20-30-е годы, музыку Берта Амброза, Билли Коттона, Арта Кессела. На концерте Алексей Козлов расскажет массу интересных историй, связанных с этим временем. Раскрыть эту тему, воссоздать атмосферу того времени поможет и уникальная вокалистка, плюс атмосфера будет отражена и в костюмах.

Популярные посты

Игорь Стрелков
14.04.2018, 09:34
Андрей Нальгин
22.01.2018, 12:01
Игорь Стрелков
25.05.2018, 13:23
Андрей Нальгин
04.03.2018, 16:58
Андрей Нальгин
02.02.2018, 10:27
Полная версия