«Впервые за 20 с лишним лет перед Россией встал вопрос: «Если не Запад, то кто?»
Об отношении стран Арабского Востока к событиям, происходящим на Украине, о необходимости после резкого ухудшения отношений России с Западом поиска партнеров на Востоке, о необходимости такой «заместительной терапии» корреспонеденту Infox.ru рассказал известный востоковед, кандидат философских наук Марат Муртазин.
-Марат Фахрисламович, по Вашему мнению, по какой причине страны Востока никак не заявляют свою позицию на международном информационном поле о происходящем на Украине, почему они молчат?
Прежде всего, мне в данном контексте хотелось бы сузить понятие Восток, поскольку я буду говорить об Арабском Востоке, о том регионе, которым я занимаюсь.
Дело в том, что события, которые сейчас происходят на Украине, занимают в новостях первое место только в России. Украина – наш сосед, ее жители представляю родственные россиянам народы, и это та страна, с которой предыдущие несколько столетий мы жили в одном государстве. Именно поэтому российские новостные программы заполнены событиями на Украине, в то время как в информационных каналах Арабского Востока в первую очередь представлены новости из Сирии, Египта, Ирака, Туниса, Ливии, Йемена, и в этом ряду можно перечислить все 22 арабские страны, которые входят в Лигу арабских государств, поскольку в каждой их них есть свои более значимые и существенные для арабов проблемы. Для арабских СМИ информация о самих арабских странах просто более значима, чем события на Украине.
-И все-таки, существует ли официальная точка зрения в этих странах на происходящее на Украине, в прессе, на телевидении?
Каких-то официальных заявлений руководители арабских стран по ситуации на Украине не делают, но поскольку арабские страны представлены в ООН, в Совете Безопасности (например, Иордания), голосуют они, как большинство, то есть, против России. И это опять-таки связано с тем, что у арабских стран нет идеологических, экономических или политических интересов в укреплении связей с нашей страной, а выступать против других сильных мира сего в этой ситуации для них просто невыгодно.
-Но почему Россия сейчас не так интересна Арабскому Востоку?
Примерно 40 лет назад наша страна на арабском театре политических и военных действий представляла более значимую фигуру по сравнению с сегодняшним днем.
Начиная с 60-х годов и вплоть до начала 90-х гг. прошлого века сотрудничество СССР с Арабским Востоком непрерывно расширялось и крепло, но с распадом СССР в 1991году оно очень быстро сошло на очень низкий уровень. Сейчас Россия занимает очень небольшой сектор в сфере экономических и торговых интересов Арабского Востока. Во внешнеторговом обороте большинства арабских стран доля России не превышает 1%, точно так же и внешнеторговый оборот России со всеми арабскими странами вместе взятыми составил в 2011 г. всего 8 млрд долларов из совокупного 800 миллиардного. Основной интерес в торговле и у России, и у арабских стран – это Европа, США, Китай, Япония, а вот взаимный интерес и в экономике, и в торговле, и в сфере политики в глубоком застое.
-По Вашему мнению, существует ли для России возможность восстановления отношений с арабским Востоком?
Очевидно, что отношения у России с Западом резко ухудшились надолго, и риск потерять экономические выгоды на Западе абсолютно реален. В этой ситуации нашим внешним связям нужна «заместительная терапия». Россия нуждается в этой ситуации в том, чтобы повернуться лицом на Восток. Очевидно, что на первом месте будут страны Юго-Восточной Азии, Китай, Корея. Но и Арабский Восток в этом ряду не должен оставаться на последнем месте.
-Какой бонус может приобрести Россия в развитии отношений с арабскими странами?
В одном ряду с арабскими странами Россия является главным игроком нефтяного клуба. Нефть и газ, стоящие на первых местах среди статей российского экспорта, в современном мире являются стратегическим товаром, который будет играть всё большую роль в развитии мировой экономики. Иметь хорошие связи со всеми крупными производителями и экспортерами нефти, которыми являются, например, Саудовская Аравия и страны Персидского залива, чрезвычайно выгодно во всех отношениях.
Арабский Восток к тому же - это растущая экономика, которая нуждается и в инвестициях, и технологических достижениях, возможно и в сотрудничестве в космосе.
Но кроме всего прочего, арабские страны представляют собой ядро особой и самобытной исламской цивилизации, которая все больше упрочивает свое место в развитии человечества. На сегодняшний день в мире насчитывается 1 млрд. 750 млн мусульман, а пройдет еще несколько десятилетий, и количество мусульман с христианами сравняется. В Европе исламский цивилизационный фактор играет очень большую роль достаточно давно, хотя эта роль может быть рассмотрена и как положительная, и как отрицательная. Запад, по большому счету, переживает эффект бумеранга от процессов глобализации: европейцы полагали, что будут бесконечно насаждать свое влияние на Востоке и в Африке, но теперь эти миры, наоборот, сами пришли в Европу со всеми своими проблемами. Процессы глобализации не являются односторонними, как это хотелось бы Западу. Кстати, эти процессы точно так же проявятся и в отношениях с Украиной, если европейские страны будут все больше интегрировать в свои структуры политические силы, пришедшие сейчас к власти в этой стране.
Очевидно, что для России наладить сегодня позитивные связи с Арабским миром будет означать выстраивание дальней перспективы развития отношений с Западом, но через восточные каналы, поскольку западная цивилизация не сможет существовать изолированно, только внутри себя.
-Но существуют ли реальные перспективы в налаживании отношений с Арабским Востоком?
Я сторонник оптимистического взгляда на связи России с Востоком. Дело в том, что в этом направлении мы слишком уж сильно «прогнулись» перед Западом. С середины 80х годов мы бежали впереди паровоза в своем неуемном желании предугадать и предвосхитить все пожелания США и Европы не только в наших отношениях с ними, но и в наших отношениях с Арабским Востоком, хотя в этом не было необходимости. По моему глубокому убеждению, даже если уход СССР, а затем и России, из Восточной Европы был неизбежен, то в отношениях с арабскими странами нам не нужно было оглядываться на Запад. В 90-е годы было вполне достаточно пересмотреть принципы наших взаимоотношений с арабскими странами, а именно, отбросить старые идеологические факторы, нацеленные на содержание социалистически ориентированных режимов и партий, установить новые правила экономически выгодных торговых связей, включая продажу российского оружия всем, кто в нем нуждался, в тесном сотрудничестве с соответствующими арабскими службами более жестко контролировать проникновение в Россию исламистских религиозно-политических организаций из арабских стран, более активно налаживать связи с теми арабскими странами, которые не были партнерами СССР в силу идейных разногласий – и ситуация с развитием отношений России с Арабским Востоком была бы совершенно иной.
Есть еще одна символическая сторона этого вопроса. Россия никогда не сможет избавиться от двойственной натуры своей внешней политики. Герб России - двуглавый орел, который одной головой смотрит на Запад, а другой на Восток – это для нас остается знаком и символом того, что мы просто обязаны укрепить вторую голову орла, смотрящую на Восток.
Не будем забывать и о другой стороне медали. Не стоит полагать, что ситуация, когда США и их европейские союзники «правят бал» на Арабском Востоке, используя различные противоборствующие религиозно-политические силы и привлекая на свою сторону арабские монархические режимы, будет вечной и неизменной. Уже сейчас даже у такого верного арабского союзника США как Королевство Саудовская Аравия возникают причины для недовольства, связанные со смягчением отношения американцев к Ирану, давнему сопернику саудидов в исламском мире. Не исключена возможность еще более бурного недовольства Саудовской Аравии и Катара, если миллиарды долларов, затраченные ими на свержение режима Башара Асада в Сирии, пропадут впустую. И это будет резонировать с сильнейшими антиамериканским настроениями среди молодых поколений арабской мусульманской молодежи практически во всех арабских странах.
У правящих арабских кланов хранится в памяти горький опыт разочарования в британской внешней политике, когда в обмен на военную помощь в войне с Османской империей, им обещали содействовать в создании объединенного арабского государства, но сразу же после окончания Первой Мировой войны обещания были забыты. Поэтому и те обещания, которые даются арабам сейчас, могут быть быстро изменены, и вот тогда настанет очередь и самим арабам обратиться к другому игроку в большой мировой политике.
-Как вы думаете, когда реально можно будет начать налаживание отношений с арабским Востоком?
Понятно, то, что для России в сфере внешней политики сейчас на первом месте стоят результаты событий, происходящих на Украине, и вытекающее из этого ухудшение отношений с Западом. Как минимум, до конца текущего года будет происходить утряска отношений России с Украиной, Евросоюзом, США. До окончательной стабилизации отношений России с Западом на новом уровне прогнозировать, как будут развиваться отношения с Востоком, рано. Вот когда мы реально оценим, что мы потеряли в отношениях с Западом, можно будет искать этому замену на Востоке, при том, что просто разменять фигуры, как в шахматах, не получится.
Но, в любом случае, впервые за прошедшие 20 с лишним лет перед нашей страной во внешнеполитическом отношении ребром встал вопрос – если не Запад, то кто? И на него нужно найти ответ.
-Существует ли, по Вашему мнению, аналогия происходящего на Украине с тем, что происходило и продолжает происходить в Египте, Сирии?
По моему глубокому убеждению, то, что происходило в Афганистане, в Ираке, в Ливии, в Египте, в Сирии, и то, что происходит на Украине – это звенья одной цепи.
Когда в 90-е годы Россия ушла с Арабского Востока, стало понятно, что этот огромный регион Запад не сможет легко и просто полностью переподчинить себе.
Выстроилась новая политика западных стран по отношению к неугодным арабским режимам: ситуацию в такой стране необходимо дестабилизировать, старых лидеров уничтожить, политические силы расчленить и управлять ситуацией в стране так, чтобы это было выгодно Западу.
Афганистан, Ирак, Египет, Ливия, Тунис - все эти страны пережили в какой-то мере искусственно разогретый кризис, протекавший по очень схожему сценарию.
«Арабская весна» нашла свое новое продолжение в том, что происходит на Украине. К сожалению, чужой опыт других ничему не учит.
Рассмотрим пример Ирака: действительно, в стране правил диктатор Саддам Хусейн, но он обеспечивал порядок, безопасность, экономическую стабильность для своего народа. А что получилось в Ираке? С начала военной операции в 2003 по 2007 включительно погибли более 150 тыс. человек. Число жертв было подсчитано Министерством здравоохранения Ирака по заказу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). До сего времени ежегодно в этой стране в результате терактов и столкновений погибает около десяти тысяч человек, и общая цифра в этом случае составляет уже более 200 тысяч. Понятно, что в такой ситуации, в стране не может быть ни порядка, ни безопасности, ни нормальной экономики. Ирак так живет уже более 10 лет.
Другой пример – Египет. Эта древняя страна, имеющая древнейшую историю цивилизационного развития, уже более трех лет живет в состоянии постоянного кризиса. Экономика в упадке, туристический бизнес разрушен, народ голодает.
В Ливии после зверского убийства Муаммара Каддафи в октябре 2011 г. порядок так и не наступил, сильной власти нет и в ближайшее время не будет, везде орудуют вооруженные боевики, которые просто угоняют и продают танкеры с нефтью.
К великому сожалению, и соседняя с Россией Украина загнала себя в такое же положение, как и упомянутые арабские страны. После событий 21 февраля страна раскололась, военный конфликт между регионами в разгаре, погибли тысячи людей, экономика в полном упадке, скоро и газа не будет. Казалось бы, опыт арабских стран наглядно уже показал, что такая «весна» не может привести ни к чему хорошему, но видно политический разум не руководит теми людьми, которые стоят сейчас и будут стоять в ближайшем будущем во главе Украины.