Москва
26 декабря ‘24
Четверг

«Бах знал про нас больше, чем мы сами знаем про себя»

26 апреля в Московском международном Доме музыки пройдет концерт известного композитора и музыканта Антона Батагова. Он поделился своими мыслями о музыке Баха, о современном мире и о том, что Бах может рассказать современным слушателям.

- Антон, название Вашего концерта звучит очень необычно: Авангард вчера. Минимализм сегодня. Завтра Бах. Что Вы вкладываете в эти понятия?

На самом деле это не название концерта. Это слоган. Слоган, который объясняет мое отношение, и к авангарду, и к минимализму, и к Баху.

Авангард, минимализм – это условные расплывчатые понятия.

Например, есть музыка, которая возникла в начале 20 века, и которую кто-то назвал словом авангард. 20 век – ведь это время больших катастроф, войн, глобальных трагедий и соответствующего мироощущения. Искусство большей частью фокусировалось на том, как отобразить весь кошмар современного мира кошмарными же способами. И музыка, в том числе.

В какой-то момент, а это произошло уже более 50-ти лет назад, появился  минимализм:  люди сказали: «мы не хотим, чтобы от нашей музыки становилось так же плохо, как и от трагически-абсурдной окружающей действительности».

Но, в общем, получается, что и авангард, и минимализм отражают только поверхностный взгляд на мир.

В те времена, когда жили Моцарт и Бах, ужасов было не меньше, просто люди не смотрели телевизор и не сидели в интернете, и не знали о том, что происходит где-то далеко. Но почему-то они находили средства, чтобы отразить действительность по-другому, не поверхностно.

И в этом смысле, мой слоган  - про то, что эти сменяющие друг друга стили - уже неважно, когда они были, вчера или сегодня. Важен смысл: у авангарда и минимализма он поверхностный. А вот то, что было несколько сотен лет назад – это просто другая глубина, другой уровень взгляда.

- Тогда что же такое музыка Баха? Какую она несет в себе глубину, какой смысл?

Бах современнее нас всех вместе взятых. Он современнее, потому что он знает про нас больше, чем мы сами знаем про себя. Это очень глубокий несиюминутный взгляд.

За тысячи и сотни лет люди  не изменились, изменилась техническая составляющая. Нам кажется, что мы можем больше, чем люди, которые жили раньше. Но, на самом деле, мы точно также любим, воюем, ненавидим, страдаем, и это происходит по тем же самым причинам.

Бах был человеком, который жил такой же бытовой жизнью, которой живем мы, и кроме того, у него было много детей и множество проблем, и он должен быть зарабатывать ежедневно на хлеб для своей семьи. Но параллельно его сознание было нацелено на осмысление христианских понятий. Как и в любой религии, если человек нацелен на эти вещи, то он смотрит на жизнь не поверхностно, а вглубь всех проблем, и он понимает, что, собственно, с нами происходит и почему.

А мы всецело заняты нашей повседневной жизнью, у нас постоянная нехватка времени. А чтобы понять, откуда все наши проблемы, почему мы любим, ненавидим, умираем -  для этого надо остановиться, подумать, осознать многие вещи.  

Бах был в состоянии это сделать, он обладал совершенно уникальным талантом выражать это в музыке. Через его музыку это все звучит.

Иногда у людей в разных концах мира после концерта возникает удивительное ощущение: «да это ведь музыка про меня». Это означает, что человек на интуитивном уровне почувствовал, что это не абстрактно, а относится лично к каждому человеку.

-Но ведь это большое искусство так исполнить Баха, наполнить его музыку именно этим смыслом?

Когда я играю сегодня Баха – это не музыка из музея, это не классика в парике, это музыка про сегодняшний день.

Например, мы привыкли к тому, что классическая музыка часто стала фоном – в Нью-Йорке есть гигантский автовокзал, и там звучит классическая музыка, так аккуратно, ненавязчиво, чтобы у всех было ощущение чего-то достойного. Жалко, что в нашей жизни музыка превратилась в декорацию. Я хочу сделать ровно противоположное. 

-Как же можно проникнуть в смысл музыки Баха?

Каждая нота в этой музыке что-то значит. Как в то время полагалось писать музыку: тогда существовала такая система мотивов, которые составляли в общей сложности алфавит или конструктор. Каждый элемент отражал состояния души или сознания, которое размышляет о тех или иных аспектах христианского учении и всего, что с этим связано.

Там нет слов. Но за каждым из условных мотивов закреплено определенное  значение. Таким образом, можно прочитать сюжет в музыке.

Например, во втором отделении концерта  (Партита №6 ми-минор) сюжет Страстей Христовых представлен без единого слова, и музыка - она обо всем этом.

С течением времени важность этих вещей и их осмысления не тускнеет, а наоборот становится еще важнее. Мир зашел в апокалиптический тупик, и не мешало бы нам об этом думать, в том числе и такими музыкальными средствами.

-Но как донести современному слушателю весь этот глубокий смысл, возможно ли это воспринять?

Задача ведь не в том, чтобы человек расшифровал эти значения. Дело в том, что эта музыка - она простая и невероятно красивая. И каждая интонация, если ее просто послушать, она настолько выразительна! Неважно, есть ли у человека  представление о том, как устроена музыка, или нет. Это вообще неважно.

Музыка несет информацию на таком уровне, на котором мы не задумываемся о том, как это сделано, и не надо задумываться. Это происходит очень тонко и глубоко само по себе.

Я стараюсь играть эту музыку так, как будто я сам ее сочинил,  иногда почти импровизирую, и это ощущение передается, и слушатель чувствует, что эта музыка, которая была написана сотни лет назад, сейчас что-то значит. А всю эту философию можно забыть, не говорить о ней. Это происходит на уровне живого контакта с людьми, на уровне личного переживания.

-А Вы могли бы рассказать немного о Гленне Гульде – музыканте, который отличался особым исполнением Баха? В чем была его особенность исполнения?

Гульд чем уникален: этот человек, в общем-то, находился далеко от европейской культуры, ведь он был канадцем. И он прославился исполнением Баха. При этом он исполнял не только Баха, но и множество разных произведений,  старинную или классическую музыку, или что-то из музыки 20 века. Что удивительно, каждая его нота звучала, как новая, свежая, буквально только что сочиненная. Каждый раз было абсолютно непонятно, как будет следующая нота звучать. Это была всегда загадка, открытие.

А как Вы считаете, что Вы привнесли в исполнение Баха, по сравнению с Гленном Гульдом?

Ну, наверное, не мне об этом судить… Я не делаю ничего особенного, я тоже открываю ноты и смотрю. Гульд композитором не был. А я еще и композитор, поэтому, когда сознание настроено на сочинение, и когда ты смотришь в ноты, то ты относишься к музыке по-другому. Не так, как к этому относятся исполнители. Как будто бы ты эти ноты конструируешь заново.

В этом может быть и есть какое-то мое отличие – это результат того, когда человек одновременно является исполнителем и композитором.

Когда вы послушаете, как Прокофьев играет не свои сочинения, (правда он немного играл таких вещей), это совершенно потрясающе. Такое впечатление, что он играет свою музыку. Так же играл Рахманинов. В этом, мне кажется, есть что-то очень важное. Когда исполнитель-композитор играет не свою музыку, тогда, вполне возможно, он переживает то состояние, в котором находился тот, кто ее сочинял.

 

 

Популярные посты

Игорь Стрелков
14.04.2018, 09:34
Андрей Нальгин
22.01.2018, 12:01
Игорь Стрелков
25.05.2018, 13:23
Андрей Нальгин
04.03.2018, 16:58
Андрей Нальгин
02.02.2018, 10:27
Полная версия