Москва
15 ноября ‘24
Пятница

Борис Андрианов: «Экспериментировать нужно всегда. В жизни, во всем»

C 3 по 16 ноября в Москве пройдет пятый международный виолончельный фестиваль VIVACELLO, в котором примут участие лучшие музыканты мира. Известный виолончелист, автор идеи и арт-директор фестиваля Борис Андрианов побеседовал с корреспондентом Infox.ru накануне открытия фестиваля.

-У Ваших фестивалей всегда необычная, нетипичная для виолончельных академических фестивалей программа. Что ожидает зрителей на этот раз? 

Концерты у нас остаются не совсем типичными, если сравнить их с академическими фестивалями. Мы сохранили свое лицо, свою оригинальность, так как сотрудничаем с такими коллективами, которые не всегда играют с виолончелистами. На самом деле в этом году самые оригинальные номера не получилось представить по ряду причин. Надеюсь, что в следующем году удастся осуществить эти планы. Я не буду открывать все карты, чтобы удивить всех на будущий год.

В этом году на открытии фестиваля выступит Венский камерный оркестр. Будет мой концерт с Дмитрием Илларионовым, с «Терем-квартетом», джазовый концерт с оркестром Олега Лундстрема.

-Вы часто используете переложения произведений для виолончели для других инструментов, в этом году в программе можно будет услышать подобные произведения?

Да, мы используем переложения, конечно. Будет мой концерт с Дмитрием Илларионовым, мы с ним давно сотрудничаем, и все наши переложения, для тех, кто давно знаком с нашим творчеством, не являются каким-то сюрпризом.

-В одном из интервью Вы сказали, что на виолончели нужно экспериментировать. Как Вы считаете, такая пластичность характерна для этого инструмента, это его особенность?

Экспериментировать нужно всегда, искать что-то новое во всем. В жизни, вообще во всем. А виолончель - такой прекрасный инструмент, он так может себя раскрыть.

Вообще сейчас разные виды искусства приближаются друг к другу. И то, что происходит сейчас, абсолютно нельзя было представить 50 лет назад. Прекрасно сочетаются виолончель и джаз, виолончель и современная музыка. Например, появился ансамбль Апокалиптика (рок-музыка в виолончельном исполнении, ред.), виолончелисты из Хорватии – 2CELLOS. Можно много всего интересного найти в смешении разных стилей.

Все музыканты, которые приедут в этом году на фестиваль - экспериментаторы. И в первую очередь, самый большой экспериментатор – итальянский виолончелист и композитор Джованни Соллима. 13 ноября в рамках фестиваля будет его сольный концерт. Он экспериментатор во всем - и в том, как он играет, что вытворяет с инструментом, и в том, какую музыку пишет.

-На открытии фестиваля выступит Венский камерный оркестр, Вы давно сотрудничаете с этим оркестром?

Я знаю их как хороших музыкантов, с которыми мне довелось играть. Со Штефаном Владаром (художественный руководитель и дирижер оркестра, ред.) мы выступали на фестивале Юлиана Рахлина в Хорватии в Дубровнике. Этим летом мы с ним еще раз столкнулись на другом фестивале в Австрии. Вообще, если один музыкант делает фестиваль, то он приглашает тех музыкантов, тех людей, с которыми ему приятно общаться.

-В России по сравнению с западом намного меньше проводится виолончельных фестивалей?

Да дело даже не в виолончельных фестивалях. Виолончельный, фаготовый, тромбоновый фестиваль – абсолютно неважно. Главное, что на западе, во всем цивилизованном мире фестивалей проводится на порядок больше, чем в России. В Европе, в США, в юго-восточной Азии  ежегодно проходят сотни фестивалей. Потом одна Москва не может все фестивали в себя вместить. Хорошо, что Валерий Гергиев проводит Пасхальный фестиваль, который ездит по всей стране, Денис Мацуев делает фестивали по всей стране. Ведущие наши музыканты делают подобные фестивали. Это здорово. Но их мало.

Обязательно должны быть еще и камерные фестивали. И они должны поддерживаться. И чиновники должны понимать, что это наше богатство, причем не меньшее, чем спорт, а может даже и большее. Это культурное обогащение. Если спортивными достижениями мы все гордимся, то нашими достижениями в области культуры и искусства, в частности, в области исполнительского искусства – не очень. Всегда происходил отток российских музыкантов за рубеж. И продолжается сейчас. Может быть сейчас ситуация стала лучше.  Но получается, что у нас прямо фабрика очень талантливых музыкантов, которые почему-то больше востребованы на западе. Очень важно, чтобы эти люди были востребованы здесь, в этой стране.

-Что касается преподавательской школы в России, в каком сейчас она состоянии?

Сейчас строят прекрасные музыкальные школы, вкладывают в это огромное количество денег, покупают дорогие инструменты. Это хорошо, но гораздо важнее потратить деньги на специалистов, чтобы люди на достойных условиях поехали преподавать в эти школы.

Конечно, сейчас в этих школах работают люди, которые работали до этого в чудовищных условиях. Это все правильно, но хотелось бы, чтобы все это существовало на другом уровне. У нас две крайности - сразу вкладывают миллиарды во что-то, выплачивают огромные гонорары, покупают дорогие инструменты, а денег на зарплату настройщика нет.  

Представляете, в каком-нибудь Ямало-Ненецком автономном округе, люди хотят играть на скрипке. Они ловят каждое слово, когда туда приезжаешь. И очень важно не просто устраивать мастер-классы в регионах, приезжая на день, два, на неделю, необходимо, чтобы там постоянно работали преподаватели. Поток жизнедеятельности, он должен быть гораздо более интенсивным по всей стране.

-Как можно сделать этот поток более интенсивным, по Вашему мнению?

Должны быть разные фестивали. Конечно, все это упирается в финансы.

Мне хочется, чтобы у нас больше было бы фестивалей камерной музыки, у нас дефицит в Москве и во всей стране такой музыки. Для этого нужен небольшой зал, такие концерты можно было бы возить по стране. У меня есть проект, который называется «Поколение звезд»,  мы примерно то же самое делаем, путешествуем по стране с концертами и мастер-классами. Министерство культуры поддерживает этот проект.

Можно конечно просто уехать. Но мне приятно делать что-то здесь, важно видеть отдачу от зрителей, от музыкантов. У нас отличная страна, у нас огромное количество талантливых детей и хороших специалистов, педагогов. Просто нужно их поддерживать. Людей, которые интересуются музыкой много, а часто возможности  послушать хороший концерт у них нет. Мы пытаемся как-то повлиять на ситуацию.

Биография

Борис Андрианов — один из ведущих российских музыкантов своего поколения. Он является идейным вдохновителем и руководителем проекта "Поколение звезд", в рамках которого проводятся концерты молодых талантливых музыкантов в разных городах и регионах России. В конце 2009 года Борис был награждён премией правительства РФ в области Культуры за этот проект. Также с конца 2009 года Борис преподает в Московской Государственной Консерватории.

В 2008 году в Москве состоялся первый в истории России виолончельный фестиваль, арт-директором которого является Борис Андрианов.

Своим участием в 2000 году в Международном конкурсе имени Антонио Янигро в Загребе (Хорватия), где Борис Андрианов был удостоен 1 премии и получил все специальные призы, виолончелист подтвердил свою высокую репутацию, которая сложилась после XI Международного конкурса им. П.И.Чайковского, где он завоевал 3 премию и Бронзовую медаль.

Талант Бориса Андрианова был отмечен многими известными музыкантами. Даниил Шафран писал: Борис Андрианов на сегодняшний день является одним из наиболее талантливых виолончелистов. Я не сомневаюсь в его большом будущем. А на VI Международном конкурсе виолончелистов М.Ростроповича в Париже (1997 г.) Борис Андрианов стал первым представителем России, получившим звание лауреата, за всю историю конкурса.

В сентябре 2007 года диск Бориса Андрианова и пианиста Рэма Урасина был выбран английским журналом Gramophone как лучший камерный диск месяца. В 2003 году альбома Бориса Андрианова, записанный совместно с ведущим российским гитаристом Дмитрием Илларионовым, выпущенный американской фирмой DELOS, вошел в предварительный список номинантов премии "Грэмми".

Борис Андрианов родился в 1976 году в семье музыкантов. Он закончил Московский музыкальный лицей им. Гнесиных, класс В.М.Бириной, затем учился в Московской Государственной Консерватории, класс народной артистки СССР профессора Н.Н.Шаховской, и продолжил свое образование в Высшей школе музыки им. Ханса Айслера (Германия) в классе знаменитого виолончелиста Давида Герингаса.

В 16 лет он стал лауреатом первого Международного юношеского конкурса им. П.И. Чайковского, а спустя год получил первую и Гран-при на конкурсе в ЮАР.

С 1991 года Борис являлся стипендиатом программы "Новые Имена", которую представлял с концертами во многих городах России, а также в Ватикане — резиденции Папы Иоанна Павла II, в Женеве — в представительстве ООН, в Лондоне — в Сент-Джеймском дворце. В мае 1997 года Борис Андрианов совместно с пианистом А.Гориболем стал лауреатом Первого Международного конкурса им. Д.Д.Шостаковича "Classica Nova" (г.Ганновер, Германия). В 2003 году Борис Андрианов стал лауреатом 1-го Международного Конкурса имени Исанг Юна (Корея). Борис был участником многих международных фестивалей, в их числе: Шведский Королевский фестиваль, Людвигсбургский фестиваль, фестиваль в г.Черво (Италия), фестиваль в г.Дубровнике, Давосский фестиваль, фестиваль "Crescendo" (Россия). Постоянный участник фестиваля камерной музыки "Возвращение" (г.Москва).

Борис Андрианов имеет обширный концертный репертуар, выступает с симфоническими и камерными оркестрами, в их числе: Оркестр Мариинского театра, Национальный Оркестр Франции, Литовский Камерный Оркестр, Большой Симфонический Оркестр им.Чайковского, Оркестр Словенской филармонии, Оркестр Хорватской филармонии, Камерный Оркестр "Загребские солисты", Польский Камерный Оркестр, Берлинский Камерный Оркестр, Боннский Бетховенский Оркестр, Российский Национальный Оркестр, Академический Симфонический Оркестр Московской Филармонии, Венский Камерный Оркестр, Orchestra di Padova e del Veneto, Джазовый оркестр Олега Лундстрема. Он также играл с известными дирижерами, такими как В.Гергиев, В.Федосеев, М.Горенштейн, П.Коган, А.Ведерников, Д.Герингас, Р.Кофман. Борис Андрианов вместе со знаменитым польским композитором К.Пендерецким неоднократно исполнял его Concerto Grosso для трех виолончелей и оркестра. Борис исполняет много камерной музыки. Его партнерами были такие музыканты как Юрий Башмет, Менахем Пресслер, Акико Суванаи, Жанин Янсен, Юлиан Рахлин.

После исполнения Концерта Боккерини в Берлинской филармонии газета "Берлинер тагесшпигель" опубликовала статью, озаглавленную "Молодой бог": ...молодой русский музыкант играет как бог: трогающий до глубины души звук, прекрасная мягкая вибрация и мастерское владение инструментом сотворили из неприхотливого концерта Боккерини маленькое чудо...

Борис выступает с концертами в лучших залах Россиии, а также на престижнейших концертных площадках Голландии, Японии, Германии, Австрии, Швейцарии, США, Словакии, Италии, Франции, ЮАР, Корее, Италии, Индии, Китая и других стран.

В сентябре 2006 года Борис Андрианов выступал с концертами в г.Грозный. Это были первые концерты классической музыки в Чеченской Республике с момента начала военных действий.

С 2005 года Борис играет на уникальном инструменте работы Доменико Монтаньяна из Государственной Коллекции уникальных музыкальных инструментов.

 

Популярные посты

Игорь Стрелков
14.04.2018, 09:34
Андрей Нальгин
22.01.2018, 12:01
Игорь Стрелков
25.05.2018, 13:23
Андрей Нальгин
04.03.2018, 16:58
Андрей Нальгин
02.02.2018, 10:27
Полная версия