«В России профессионально учат джазу благодаря Саульскому»
Народному артисту России, композитору, автору знаменитых хитов «Черный кот», «Татьянин день», «Тополиный пух», «Я жду весну» Юрию Саульскому 23 октября исполнилось бы 85 лет. 22 октября в Московском Международном Доме музыки состоится концерт «Юрию Саульскому – от друзей», в котором примут участие многие известные российские джазовые музыканты. О том, какую роль Юрий Саульский сыграл в становлении советского и российского джаза, корреспонденту Infox.ru рассказал музыкальный критик, Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества Владимир Каушанский.
-Однажды Анатолий Кролл сказал о Юрии Саульском: «Он был первым джазменом в СССР. До него в нашей стране мало кто знал о существовании джазовой музыки». Согласны ли Вы с мнением Анатолия Кролла? Как Вы считаете, как Юрию Саульскому удалось открыть для слушателей джаз в то время?
Саульский жил в интересное и непростое время, и это время было сложным для джаза. Но его удивительный музыкальный дар, его талант, его глубочайшее проникновение в музыку, причем, разных стилей, сыграли большую роль. Ведь он же писал не только песни, не только мюзиклы, но и симфонические произведения, произведения для симфоджаза, для малых и больших составов. Это личность разносторонняя.
Джаз - это его пламенная страсть. И будучи влюбленным в джаз, Саульский поддерживал отношения с нашими выдающимися джазменами. Его связывала дружба практически со всеми ныне известными джазовыми артистами. Это Игорь Бриль, Алексей Козлов, Алексей Кузнецов, несколько лет назад, к сожалению, не стало Георгия Гараняна. Саульский обладал колоссальнейшим авторитетом в Союзе композиторов, где он был секретарем. Один пример: Олег Леонидович Лундстрем рассказывал мне, что его оркестр приехал из Казани и оказался в Москве только благодаря авторитету двух людей – Дмитрия Шостаковича и Юрия Саульского. На совещании в Москве именно они подняли голос за то, чтобы оркестр, который в 1947 году приехал из Шанхая в Казань, где музыканты жили и работали до середины 50-х годов, выступил в Москве. Шостакович тогда сказал, что «я с большим удовольствием послушаю талантливую джазовую миниатюру, чем бездарную симфонию».
Кроме того, ведь Юрий Саульский стоял у руля многих московский фестивалей 60-х годов,
-Музыканты, которые примут участие концерте в Московском международном Доме музыки, их имена как -то связаны с личностью Юрия Саульского?
Самое главное, что я хотел бы отметить в личности Саульского - это его способность найти талант, удивиться этому таланту и помочь ему раскрыться в большом джазе, большой музыке.
Действительно, в этом концерте примут участие ныне именитые музыканты новой волны, которых в свое время заметил Юрий Саульский. Эти музыканты сегодня становятся гордостью молодого российского джаза. Будут наши любимейшие и известнейшие музыканты: Анатолий Кролл, Игорь Бриль, Алексей Кузнецов, Алексей Козлов, одну из самых роскошнейших баллад, легендарное «Зеркало» Юрия Саульского споет Светлана Рубинина, обещал выступить и Игорь Бутман.
Из молодых талантливых музыкантов я хотел бы выделить открытие Юрия Саульского - блестящего молодого пианиста Евгения Лебедева, блестящего саксофониста, он также играет в оркестре Игоря Бутмана - Константина Сафьянова. Я хотел бы отметить вокалистку и саксофонистку Анну Королеву – это удивительный человек, джазового скрипача – Феликса Лахути, джазового электробасиста Антона Горбунова, барабанщика Петра Ившина, прекрасного пианиста Дмитрия Игудина, который выступит в дуэте с Алексеем Козловым.
В общем, этот концерт - такое созвездие музыкантов высшей лиги и новой волны российского джаза.
-Как Вы считаете, в чем особенность этой новой волны джаза, современного джаза?
Стилистический спектр джаза необыкновенно широк, но при этом джаз - не безграничен. Я бы сказал, что сегодня российский джаз – полистилистичен.
Например, в концерте 22 октября выступит «Круглый Бенд» Алексея Круглова, будет исполнена вторая симфония Юрия Маркина - нашего композитора, посвященная памяти Саульского. И здесь есть все - и традиционный свинг, и элементы авангарда, и симфоническая форма, здесь есть современный джаз и по языку, и по уровню оркестрового мышления, и по исполнительскому таланту.
-Ведь Юрий Саульский сыграл большую роль в становлении джазового образования в России. Вы могли бы рассказать об этой его деятельности?
Саульский стоял у самого начала создания профессионального джазового образования в России. Именно поэтому наши музыканты настолько вооружены в музыкальном отношении, в отношении импровизационном, в отношении свободного ощущения себя в разных стилистических направлениях джаза. Это благодаря тому, что джазу учат профессионально, спасибо Саульскому за это.
Ведь именно Саульский с группой энтузиастов «пробил» тот приказ, согласно которому в высших и средних музыкальных заведениях в России были открыты джазовые подразделения. В Российской академии музыки есть великолепный большой оркестр, которым руководит ближайший друг и соратник Саульского Анатолий Кролл.
Я хотел бы отметить, что все те связи, которые устанавливал Юрий Николаевич, та джазовая эстафета, которую он передал музыкантам, все это сегодня работает, тем и ценен огромнейший вклад Юрия Саульского.
И я согласен с Анатолием Кроллом в оценке его как первого джазмена в СССР. И это еще раз подтверждает джаз-фестиваль имени Юрия Саульского Евразия 2013, который пройдет уже в 17-й раз, в этом году в Оренбурге с 8 по 10 ноября. На этом фестивале собираются сотни первоклассных музыкантов со всего мира. Нынешний фестиваль, будет посвящен 85-летию Саульского. И это будет возможность вновь напомнить о его вкладе в развитие российского и советского джаза.
О спикере
Владимир Каушанский – российский журналист, музыкальный критик, Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, джазовый обозреватель журнала «Америка Illustrated». Преподает курс истории джаза в Московском государственном музыкальном колледже эстрадного и джазового искусства, является автором и организатором фестивальных и концертных проектов в столице и городах страны, а также арт-директором московского джаз-клуба «Белый рояль». Ведущий фестивалей «Дни джаза» и «Блюз в Архангельске».