Москва
26 декабря ‘24
Четверг

Абелардо Лопес (ансамбль Che Guevara JAZZ): «Музыка – это универсальный язык»

Об  афрокубинской и латиноамериканской джазовой музыке, об истории развития джаза на Кубе, о своей музыке и о легендарном музыканте Оресте Лопесе, подарившем миру мамбо, корреспонденту Infox.ru рассказал помощник руководителя группы Che Guevara JAZZ, музыкант, композитор Абелардо Лопес. Концерт группы  Che Guevara JAZZ пройдет в Московском международном Доме музыки 3 июля.

 

-Абелардо, расскажите, пожалуйста, про афрокубинский и латиноамериканский джаз. Что это за направление джазовой музыки?

Это направление включает  переплетение множества латиноамериканских  ритмов.  Причем, это не последовательное исполнение музыки, например, в стиле сальса, а потом в стиле румба. На самом деле, происходит переплетение этих стилей и это нескончаемый поток энергии. Одновременно происходит влияние латиноамериканской музыки на джаз и влияние джаза на латиноамериканскую музыку. Они вместе переплетаются, так рождается новый стиль.  

-В чем особенность, своеобразие музыки, которую вы исполняете? Вы сами пишете музыку?

Да, мы играем музыку, которую сами пишем. Большинство композиций, которые мы исполняем – это мои произведения. Есть композиции моего брата – Педро Александера Альфонсо Лопеса, есть наши совместные произведения.  Есть также совместная композиция с Ником Шеффером, которая называется Rubia. Еще одна интересная композиция, которую написал  трубач нашего ансамбля Роман  Иванов - «Вальс чистого воздуха». Его вдохновила на написание этой музыки  страшная жара в Москве в 2010 году, когда горели торфяники, и совершенно нечем было дышать.

-Расскажите, пожалуйста, о Вашем музыкальном образовании, какое влияние на Вас оказала классическая школа?

Я учился на Кубе в музыкальной школе и музыкальном училище, а потом окончил Московскую консерваторию имени П. И. Чайковского. В моих композициях часто присутствует  полифония, и я думаю, что это, как раз, -  консерваторское влияние.

-В своей музыке Вы используете особые кубинские джазовые инструменты. Какие это инструменты, в чем особенность их звучания?

Мы, действительно, используем кубинские перкуссионные инструменты.  На них играет наш флейтист Борис Анисимов. Эти инструменты мы используем в двух или трех композициях,  там, где есть влияние стиля ча-ча-ча.  Борис Анисимов в эти моменты оставляет флейту и играет на гуйро. Остальные инструменты – традиционные для джазового ансамбля, в том числе и сопрано- и альт-саксофоны. А вот альт–флейту (она присутствует в нашем ансамбле), нечасто можно встретить. Также я играю на инструменте, который был сделан специально на заказ, это – шестиструнный электроакустический контрабас, который увидел свет благодаря мастерам из Пензы Александру и Артёму Кукаевым. Артём играет на альте в симфоническом оркестре под управлением Плетнёва.

-Расскажите, пожалуйста, про музыкантов Вашего ансамбля.

Мой брат – Педро Александер Альфонсо Лопес  - пианист и композитор, большой виртуоз. Ник Шеффер – прекрасный саксофонист. Борис Анисимов - флейтист от Бога. Роман Иванов – необыкновенно трубач. Овер Серрано – это также музыкант с большой буквы – барабанщик, аранжировщик, композитор, певец. Это музыкант, который  умеет слушать и слышит, что происходит в оркестре, это редкое и необыкновенное ценное свойство барабанщика.  Вокруг него создается особая музыкальная ткань.

-Ваш дедушка, Орэстэс Лопес - легендарный кубинский музыкант - является основателем стиля мамбо и основоположником стиля ча-ча-ча. Расскажите, как он работал, как он пришел к тому, что создал свое направление?

Орэстэс  Лопес – признан на Кубе выдающимся музыкантом своей эпохи. Он совершил целую революцию в дансоне. Этот жанр был очень популярным в 30-е годы XX века,  но в конце 30-х годов он стал угасать. Орэстэс Лопес привнес настоящую синкопу в дансон. Он также написал произведение, где на контрабасе исполняется соло смычком. Это очень важно.  В 1937 году он сочинил дансон Мамбо – который, собственно, и определил  во многом  дальнейшее развитие кубинской и латиноамериканской музыки. В последние годы жизни он сидел на инвалидном кресле, но при этом продолжал великолепно играть, руководил своим ансамблем и активно выступал на концертах.

-Как развивался джаз на Кубе? Ведь это социалистическая страна. В СССР джаз не признавался, а в 20-х годах 20 века многим композиторам приходилось имитировать джаз под популярную музыку.

Джаз на Кубе никто никогда не запрещал, мы доставали и с огромным удовольствием слушали записи Херби Хенкока, Paquito D'Rivera, Чика Кореи и многих других. К сожалению, на Кубе  нет джазовых колледжей, но, к счастью, на Кубе все музыканты, которые были неравнодушны к джазу, параллельно с учёбой в музыкальном училище самостоятельно изучали джазовые техники и достигли высочайшего мирового уровня. Среди таких выдающихся музыкантов - Чучо Велдес (основатель латин-джаза и кумир всех времён), Гонсалито Рубалькаба, Марака,  Пакито Д'Ривера, Хосе Луис Кортес (Эль Тоско), Роберто Фонсека, Роландо Луна и многие другие.

Вообще, на Кубе очень сильная конкуренция среди всех музыкантов, среди джазовых и других ансамблей, поэтому там столько сильных коллективов.

-С чем связано название Вашего ансамбля Che Guevara Jazz?

Сначало я расскажу маленькую предысторию.

Дело в том, что у нас есть два коллектива с почти одинаковым названием, это Che Guevara BAND и Che Guevara JAZZ.

Первая появилась в 2001 году, когда я играл в трио Александра Ф. Скляра. Тогда нас пригласили выступить на дне рождения  московского клуба  «Tabula rasa». Но Александр не смог приехать, и меня попросили  что-нибудь спеть вместе с музыкантами группы Ва-банк.  Я очень волновался, как воспримет публика латиноамериканские песни на испанском, поскольку там собрались, в основном, любители рок-музыки. Третья песня, которую мы исполнили – это знаменитая «Hasta Siempre Comandante Che Guevara» («Ты будешь жить вечно, команданте Че Гевара»). Ее написал в 1967 году Carlos Puebla.

И люди в зала начали скандировать – «Че Гевара!, «Че Гевара!». И мы подумали, почему бы не назвать группу Che Guevara Bend. Со временем к группе присоединились другие музыканты, нас были 14 человек! Спустя некоторое время, я вспомнил, что первая репетиция группы состоялась 14 июня – в день рождения Эрнесто Че Гевары.

В 2005 году мой брат решил сделать свой трио, он пригласил меня играть на контрабасе и Дейдида Гроута - на ударной установке. Мы стали играть латиноамериканский джаз, мы брали джазовые стандарты, обрабатывали их, делали оригинальные аранжировки. Потом постепенно у нас стали появляться наши собственные авторские композиции. Этот трио получил название Che Guevara JAZZ тоже после того, как мы вспомнили, что по какой-то случайности первая репетиция трио тоже состоялась 14 июня. История повторилась!

-По Вашему мнению, на каком уровне в России сейчас исполняется джаз, могли бы Вы выделить каких-то выдающихся исполнителей?

Я считаю всех российских джазменов очень сильными. Очень уважаю творчество Игоря Бутмана, Сергея Жилина, и других известных мастеров российского джаза. Но мне хотелось бы отметить  талантливых и хороших музыкантов,  мирового уровня, которые не столь известны широкой публике. Это -  Дмитрий Илугдин, группа «Акапелла–экспресс», джазовая певица Этери Бериашвили, и другие.

-Что именно для Вас означает джазовая музыка?

Я думаю, что музыка – это универсальный язык, я не разделяю ее по жанрам.  Когда я был моложе, я ошибочно полагал, что джаз – лучше, чем рок. На самом деле, это неправильно.   Музыка  – она должна быть красива, она должна нести какой-то смысл, и она должна радовать людей. При этом неважно, какой это жанр, какой это стиль, главное – делать музыку максимально качественно и от всего сердца. Именно потому, что музыка универсальна все жанры могут переплетаться. Например, джаз и классическая музыка могут существовать по отдельности, а могут быть переплетены в одно целое.

Популярные посты

Игорь Стрелков
14.04.2018, 09:34
Андрей Нальгин
22.01.2018, 12:01
Игорь Стрелков
25.05.2018, 13:23
Андрей Нальгин
04.03.2018, 16:58
Андрей Нальгин
02.02.2018, 10:27
Полная версия