SEO-компаниям важно уметь изменять свои продукты и адаптировать их
Российский рынок интернет-рекламы - самый быстрорастущий в мире, а по числу пользователей рунет уже вышел на первое место в Европе. В конце 2012 года, согласно данным исследовательской компании comScore, сайты «Яндекса» обошли веб-ресурсы Microsoft. Это сделало российский поисковик четвертым в мире по числу запросов. И этот прирост произошел за счет увеличения числа пользователей рунета. Правда, проникновение интернета в регионы по-прежнему оставляет желать лучшего. О том, что происходит сейчас на российском SEO-рынке, о наиболее активных клиентах этого сегмента и о том, какая экономическая модель делает этот бизнес успешным, корреспонденту Infox.ru рассказал Павел Юровицкий, директор по развитию bdbd.ru.
- Павел, вы почувствовали на bdbd приток новых клиентов?
Сейчас идет как раз активный приток больших брендов в интернет, следом за возросшей аудиторией. Это сказывается на конкуренции в интернет-среде: повышается порог входа для наших клиентов на интернет-рынок. Поэтому от современных SEO-компаний требуется высокий уровень компетенций во всех сферах интернет-маркетинга. Лучшие клиенты хотят получать продукты принципиально другого уровня, чем предлагается в основном на рынке.
SEO как услуга - усложняется с каждым годом. Как следствие, рынок все больше консолидируется, крупные компании укрупняются, мелкие разоряются. Рынок будет развиваться и расти еще достаточно продолжительное время.
- Звучит очень позитивно. Трудно поверить, что на российском SEO-рынке сейчас все так хорошо.
Нет, тут все еще много непрофессионалов да и просто компаний-мошенников. А это негативно отражается на всех. Это связано с тем, что рынок еще достаточно молодой (особенно если говорить про российские регионы).
Также в качестве недостатка можно отметить существенное отставание развития бизнеса клиентов от технологий интернет-рекламы. Сейчас это ощущается особенно остро.
В связи с этим мы видим свою цель, в первую очередь, как просветительскую. Рассказываем своим клиентам обо всех новых тенденциях, старых проблемах, даем рекомендации не только по улучшению их сайтов, но и стараемся повышать в целом эффективность их бизнеса.
- Клиенты какого сегмента сейчас активней всего в SEO?
Основной движущей силой на сегодняшний день я бы назвал клиентов сегмента е-commerce. Уже сейчас каждый четвертый рубль, потраченный в интернет-рекламу – это деньги интернет-магазинов. И это соотношение увеличивается.
- Работа с такими клиентами требует какого-то особенного подхода или здесь применимы наработанные годами шаблоны?
Клиенты сегмента е-commerce требовательные, а значит и более сложные. Кроме того, они сейчас, грубо говоря, правят рынком. Поэтому SEO-компаниям важно уметь изменять свои продукты, адаптировать их. Необходимо быстро подстраиваться под обновленные реалии рынка и при этом быть достаточно крупными, чтобы выживать. Сочетать эти два фактора достаточно сложно.
Но при этом на российском рынке SEO сейчас наблюдается некоторая стагнация. В первую очередь это связано с тем, что развитие поисковых систем наносит существенный ущерб примитивным, механическим и массовым методам продвижения – что негативно отражается на многих компаниях.
- Какие нюансы, сложности продажи SEO в этих условиях вы можете отметить?
Традиционные сложности продажи SEO практически не изменились. Например, разговор на одном языке с клиентами. Очень мало кто из SEO-компаний умеет это делать.
Но есть и вновь возникшие сложности, например, сегментация клиентов. Если еще недавно было достаточно одного SEO-продукта, чтобы удовлетворить практически всех клиентов, то на сегодняшний день необходимо иметь широкую продуктовую линейку для различных клиентов.
- Как в вашей компании борются с этими сложностями?
Сейчас мы выбрали основным вектором своего развития расширение спектра наших продуктов и услуг, для того чтобы охватить все большее количество клиентов. На сегодняшний день у нас самая широкая линейка на рынке. Тем не менее, мы планируем и дальше работать в этом направлении. В том числе, создавая отдельные продукты для разных отраслей бизнеса. Уже на сегодняшний день мы на постоянной основе работаем более чем с 3000 самых различных клиентов. С чеком от 3 000 до 3 миллионов рублей.
Также мы планируем активнее осваивать российские регионы, страны СНГ и зарубежные страны. Уже сейчас в этом направлении ведутся наработки, мы создали соответствующее подразделение, работаем над выстраиванием всех бизнес-процессов. Надеюсь, в ближайшее время сможем официально все презентовать.
- Вы считаете свою компанию успешной?
Я думаю, что нам многое удалось за более чем 10 лет работы на этом рынке. Тем не менее, убежден, что все основные победы еще впереди.
Для меня основным критерием успеха является удовольствие – свое и своих сотрудников – от процесса работы. Пока нам это удается. Но это невозможно без качественного продукта, довольных клиентов, лидерства на рынке, ну и конечно хорошего финансового состояния.
- Активное развитие компании требует привлечения качественных специалистов, профессионалов своего дела. Кадровый голод ощущаете?
Разумеется. Так же, как и во всех остальных компаниях в России. Но грамотная HR-служба позволяет не так остро это ощущать. Кроме того, у нас традиционно один из учредителей компании участвует в отборе практически всех сотрудников, даже когда их количество превысило несколько сотен человек. Это позволяет делать меньше ошибок при найме персонала.
У разных интернет-компаний очень разная экономическая модель. Но основное, что объединяет все компании этой отрасли – это соотношение фонда оплаты труда и всех остальных затрата в компании. Почти везде это 50 и более процентов от общих расходов.
Успешная экономическая модель должна строиться таким образом, чтобы была возможность брать лучших специалистов с рынка и давать им достойную мотивацию. Если это происходит – ваш бизнес будет успешен.