Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

12:01
Москва
21 ноября ‘24, Четверг

«В России, по сравнению с Западом, в джазе больше свободы»

Опубликовано

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Как современное российское общество относится к джазу, что отличает российских джазовых исполнителей от зарубежных, о возможностях импровизации и сочетании абсолютно разных жанров - джаза, бардовской песни и современной клубной музыки рассказал композитор и идеолог московского джазового объединения BrilliantJazzClub Денис Бриль.

- Денис, как вы думаете, что отличает джаз, который можно услышать в России, от манеры исполнения зарубежных авторов?

Принципиальный фактор, который существенно отличает джаз в исполнении российских музыкантов от исполнения джаза в других странах - это его серьезность. На Западе стараются использовать уже существующие заготовки, в России в этом смысле больше свободы, больше импровизации. Интересно, что советский джаз, на мой взгляд, был более академичным.

Вообще, я думаю, что самое интересное в джазе - это диалог инструментов. Когда этот диалог абсолютно живой, возникающие идеи тут же реализуются, и это происходит спонтанно, то получается шедевр. С другой стороны, к пониманию подобных вещей нужно прийти, это требует от зрителя времени, внимания, - особого отношения к джазу.

- В ваших проектах много экспериментов, в них часто сочетаются разные жанры, например джаз и авторская песня. Как возникла такая идея, и как удается ее реализовывать?

Да, у нас есть проект «Невозможное возможно», в основе которого лежит эксперимент с авторской песней. Мы уже записали альбом, администрация Клуба сейчас завершает «очистку» прав, готовит концерт-презентацию и гастрольный тур. В этом проекте приняли участие известные барды Галина Хомчик и Алексей Иващенко. «Невозможное возможно» стал следствием и продолжением другого нашего удачного проекта - примерно полтора года назад мою музыку из цикла авторской песни исполнил французский гитарист Фредерик Белинский, аранжировав композиции в стиле «джаз-мануш» (цыганский джаз).

- Получат ли продолжение в этом году совместные проекты Брилей с оркестром «Виртуозы Москвы»?

Сейчас мы разрабатываем этот проект, он может состояться, видимо, в конце следующего года. Уже сделаны аранжировки трех вещей авторства Игоря Бриля, шести моих произведений, одной композиции Александра Бриля и одной - Дмитрия Бриля. Все это делается специально для «Виртуозов Москвы». Нам помогает в этом проекте наш хороший друг - талантливый аранжировщик Игорь Кантюков. Мы планируем сделать в ММДМ гала-концерт и выпустить альбом. В концерте вместе с «Виртуозами» должны принять участие Игорь Бриль (фортепьяно), Александр и Дмитрий Брили (саксофоны), в качестве гостя уже подтвердил свое участие и Андрей Макаревич (гитара).

В 2010 году у нас уже был подобный опыт, когда мы собрали на сцене многих легенд советского джаза. Тот концерт мы готовили больше года, в нем приняли участие биг-бэнд Георгия Гараняна, «Виртуозы Москвы», «Фонограф джаз-бэнд» Сергея Жилина, в качестве солистов выступали Игорь Бриль, Анатолий Кролл, Алексей Кузнецов, Давид Голощекин, Даниил Крамер. Сейчас мы хотим сделать подобное с «Виртуозами Москвы», но эта программа будет более академичная.

- А какие-то эксперименты с эстрадой в продолжение вашего проекта «Together» вы будете проводить?

У нас всегда множество идей по поводу экспериментов, в том числе в этом направлении, - мы действительно хотим углубиться в эстраду и поработать со хорошими эстрадными произведениями. В проекте «Together», реализованном при участии нашего старого друга, лауреата IndependentMusicAwards гитариста Романа Мирошниченко, мы взяли ритмичную основу «контента» московских дискотек и наложили на нее джазовые импровизации. Ведь клубная музыка довольно безликая, а в сочетании с джазом она преображается.

- Ваши театрально-музыкальные проекты в этом году продолжатся?

У нас существует проект «Импровизация на тему», в который входят джазовый ансамбль под руководством пианиста Игоря Бриля и актера Александра Филиппенко, существует проект с Аркадием Аркановым, музыкальный спектакль с Виктором Шендеровичем «Как таскали пианино». Идея этих проектов в том, что литературные произведения, поэзия аккуратно поддерживаются легкой джазовой музыкой, что придает им особое звучание. В конце этого года мы планируем реализовать новую программу с легендарным актером, другом нашей семьи Львом Георгиевичем Прыгуновым.

- Как продвигается работа над вашим альбомом «Прелестное создание»?

Мы, наконец, завершаем работу над этим диском, в котором собраны старинные и авторские романсы в поп-джазовой стилистике. Основу проекта составляют популярные произведения, исполненные в оригинальныхоранжировках. Еще к пяти произведениям  на альбоме музыку написал я. К этому проекту подключено большое количество музыкантов, и в каждом произведении есть солист, который исполняет джазовую импровизацию - Алексей Кузнецов, Анатолий Кролл, Давид Голощекин, Даниил Крамер, Сергей Жилин, Анатолий Герасимов, Владимир Пресняков-старший, Роман Мирошниченко. Романсы проекта исполняют популярные артисты, среди которых Антон и Виктория Макарские, Виктория Пьер-Мари, Игорь Наджиев.

-Какой смысл вы вкладываете в объединение разных жанров, разных музыкальных направлений?

Одна из наших основополагающих целей - популяризация джаза, то есть мы хотим заинтересовать публику тем, что нравится нам. Другая наша цель - поддержка и поиск новых талантов. Мы сотрудничаем с благотворительным фондом Владимира Спивакова, с фондом «Новые имена» Иветты Вороновой и Дениса Мацуева, которые поддерживают молодые таланты. И на наших концертах всегда присутствуют детские коллективы, например детский ансамбль «Black&White» - их творчество сформировалось во многом на на наших проектах.

- Как вы считаете, сейчас в России меняется отношение к джазу?

Отношение к джазу в России, к счастью, вновь меняется к лучшему! Сейчас много ценителей, появляется молодежь, растет количество людей среднего возраста, причем, увлечение джазом никак не зависит от уровня финансового благополучия. Но, к сожалению, государство системно в эту музыку не вкладывается, а помогает только отдельным музыкантам. Целенаправленная государственная поддержка пока отсутствует, в отличие, например, от Японии или США, где почти каждый школьник вовлечен именно в эту музыкальную культуру. Нужны серьезные государственные программы. В Москве восстановили многие прекрасные старые парковые зоны, налаживается правильная новая инфраструктура, но хорошо, чтобы в нашем городе можно было почувствовать музыкальную душу...

 

О спикере

Денис Бриль - композитор и идеолог московского джазового объединения BrilliantJazzClub.

Курская область стала одним из лидеров по реализации нацпроекта БКД
Реклама

Мы рекомендуем
Первоначальным шагом к нормализации отношений между Грузией и частично признанной Абхазией могла бы стать отмена грузинского «закона об оккупированных территориях», который был принят в 2008 году после того, как Москва признала независимость Абхазии в результате неудачной для Тбилиси войны в Южной Осетии.
21.11.2024, 10:55
Авиакомпании начали замораживать эксплуатацию самолетов Airbus A320/А321neo, переводя их в резерв.
21.11.2024, 10:31
Реклама