«Трагедия в том, что мы, русские, не очень умеем любить»
«Маскарад-Маскарад» Михаила Угарова открыл программу «Новая пьеса» нынешней «Золотой маски». А совсем недавно пьеса закрыла показ очередной, девятой по счету «Мастерской на Беговой» Центра Драматургии и режиссуры. В рамках этой мастерской молодые режиссеры показывали работы на тему «Актуализация классики».
В интервью корреспонденту Infox.ru режиссер рассказал о том, почему классические произведения нас волнуют до сих пор, что общего в героях его легендарного спектакля «Облом-off» (поставленного 11 лет назад) и «Маскарад-Маскарад», почему он решил обратиться к произведению Лермонтова, и что должен испытывать зритель, выходя из театра.
-Михаил Юрьевич, проект «Актуализация классики» во многом о мироощущении молодых людей. Почему посмотреть на сегодняшний мир, понять это мироощущение помогает именно классика?
Почему «Войну и мир» никто не забыл, почему она читается? Потому что классическое произведение живет в двух измерениях - в своем времени, со своими реалиями, и в современном мире. Это обязательное условие. Ведь, существует огромное количество произведений, которые забылись, и есть классика, которой очень мало. Остается только то, что звучит, что волнует современного человека. Важно понимать, что я сегодня читаю «Анну Каренину» не про то, что читали современники Толстого, а про другие вещи, которые меня волнуют.
- «Маскарад» Лермонтова - ведь очень страшное произведение. Как перекликается Арбенин лермонтовский и Арбенин в вашей пьесе – наш современник, чем они похожи?
«Маскарад», действительно, очень страшная вещь, и сам Арбенин - страшный человек. Но в тоже время он очень интересен, как раз тем, что он такой. Мне кажется, что Арбенин – это человек войны. В том смысле, что этот человек, который хочет решить проблему радикально, конфликто, он не будет искать мирные пути, соглашательские, он будет принципиальным.
По сути, мы все люди войны. Ведь в России много воевали, и это в сознании находится очень прочно. И нас воспитывают часто так, что надо быть последовательным, надо быть принципиальным. А это фашизм по своей сути. Я менял убеждения раз пять в своей жизни, и это нормально. А часто ведь считается, что таким образом ты предал свои принципы, но ситуация ведь может меняться. Трагедия в том, что человек войны не способен любить. И мы же такая нация русская, которая не очень умеет любить. Мы умеем воевать. И даже любовь для нас – это конфликты, ссоры, ночные звонки, выяснения отношений, битье посуды - тогда считается, что это эмоциональные отношения. А если вдуматься, эмоциональные отношения – это же совсем другое. Это покой, уважение друг к другу, интерес разговора друг с другом. И поэтому Арбенину очень трудно любить, а он полюбил бедный и попал в переплет. Не надо было любить, и все бы обошлось, не пришлось бы убивать.
-Перекликается ли как-то проблемы главных героев в вашем спектакле «Облом-off» и в «Маскарад-Маскараде»?
Перекликаются. Меня очень волнует тема цельности человека. У Обломова была даже болезнь «цельный человек» - totus, ведь он из-за этого и умер. Арбенин - тоже цельный человек. То есть цельность - это когда нет ролей, когда «Я» - важнее обстоятельств.
Такие люди не могут существовать и жить. Если быть частичкой, тогда можно жить нормально. И мы все потеряли эту цельность и живем частичкой, мы меняем роли: где-то мы скандальные, где-то милые, тихие. То есть мы живем, подстраиваясь под обстоятельства.
-Получается, что эта цельность тупиковая ветвь?
У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Ведь с одной стороны, человек выживает за счет того, что адаптируется к обстоятельствам, иначе мы бы все погибли. Может и здорово, что мы не цельные. Что ценнее: конформизм или принципиальность? Здесь большой знак вопроса. Поэтому на эту тему и интересно писать.
-А Обломов в наше время существует?
Обломов умер, его не существует, к моему глубокому сожалению. Вообще - это мечта русского человека лежать на диване. Поэтому к этому герою такая симпатия. Даже у критиков, которые критиковали обломовщину звучала симпатия. Потому что Обломов - незлобный, неагрессивный, а просто ленивый. А это счастье – быть ленивым. Но при этом, это ведь не просто лень, а очень глубокая и наполненная внутренняя жизнь и работа, когда ты сам с собой, со своими мыслями.
-Но Штольц ведь всегда побеждает?
Да, Штольц побеждает. Но все Штольцы дико завидуют Обломову.
-Какие-то еще работы в проекте «Актуализация классики» вам хотелось бы отметить?
Мне кажется, очень интересную пьесу «Кандид» написал Максим Курочкин, по мотивам Вольтера. Это абсолютно неожиданная история о молодом парне, который живет в центре Киева, в старинном хорошем дворе. И это получилась очень личностная и очень неожиданная история. Вольтер ведь очень далек от нас – такой далекий, холодный образ. А режиссер взял за шкирку и приблизил его к себе, и получилось ощущение какого-то личного высказывания.
Затем я хотел бы отметить пьесу Нины Садур «Фалалей» по мотивам малоизвестной повести Антония Погорельского «Лафертовская маковница». Эта страшная сказка, про то, как девушка чуть не вышла замуж за кота: просто коты часто очень хорошо умеют притворяться людьми.
- Как вы считаете, что должно происходить со зрителем после спектакля, что он должен чувствовать?
Идеально, чтобы возникало очень много вопросов. И не в том смысле, «что- то я здесь не понял, а почему это выглядит так?» В идеальном случае у зрителя должны возникать вопросы к жизни, к себе.
У спектакля «Маскарад-Маскарад» есть еще и идея просвещения. Ведь сейчас очень мало читают, а пьесу Лермонтова «Маскарад» мало кто знает. Помнят, что был браслет, и это практически все. К тому же, у текста Лермонтова нет окончательной редакции, литературоведы не могут до сих пор сказать, какой вариант финальный. Поэтому, мне хотелось бы, чтобы зрители могли это произведение узнать, понять.
О спикере
Михаил Юрьевич Угаров
Российский драматург, режиссёр и сценарист, участник оргкомитета и один из организаторов фестиваля молодой драматургии «Любимовка», художественный руководитель «Театра. DOC», художественный руководитель «Центра драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина», руководитель семинара молодых драматургов, идеолог движения «Новая драма».