«Наши города были застроены и застраиваются по принципам, которые были актуальны 60-70 лет назад»
Президент Союза архитекторов России Андрей Боков рассказал корреспонденту Infox.ru о главных проблемах в архитектурной среде и градостроительстве, об особом уникальном пространстве Москвы, об инструментах, с помощью которых можно создать комфортную для жизни городскую среду, как можно помочь профессиональным архитекторам реализовать себя и как защитить рынок от непрофессионалов.
-На VIII съезде союза архитекторов России, который открылся 16 октября, обсуждалось создание Национальной палаты архитекторов. По вашему мнению, как создание этой структуры может повлиять на качество работы архитекторов, а значит и на облик российских городов?
Состояние наших городов, тот хаос и уныние, в которых они пребывают – недопустимы, и это связано, прежде всего, с тем, что российский рынок не просто заполнили непрофессионалы, а рынок контролируется непрофессионалами. Худший сценарий сложно себе представить. Мы верим, что благодаря Национальной палате архитекторов возникнет устойчивый оплот профессионализма. Палата, наконец, выступит защитником от некачественной архитектуры, депрессивной среды.
Очень важно, чтобы стандарт профессиональной практики и профессии на общенациональном уровне был один, а не свой у каждой компании. В мире существуют очень жесткие принципы, на основе которых вы получаете или не получаете документ, дающий вам право заниматься профессиональной деятельностью, а такие документы выдают только общенациональные палаты и гильдии. К сожалению, присутствие на нашем рынке непрофессионалов - это порождение дефицита и аппетитов инвесторов.
Чтобы достигнуть среднеевропейского качественного уровня, нам необходимы усилия и архитекторов, и девелоперов, и строителей. Но мы сделали первый шаг на пути к качеству.
- Какое влияние может оказать вступление России в ВТО на профессиональную практику архитекторов? Ведь в рыночных условиях российские архитекторы могут просто лишиться работы, не имея лицензии, подтверждающий их профессиональный статус.
Здесь связь самая прямая, поскольку, вступив в ВТО, мы взяли на себя обязательство выстроить нашу практику, наше законодательство в соответствии с тем, что давно внедрено странами членами ВТО. Во всем мире существует четкий порядок – люди, которые допущены к выполнению проектных работ, очень ответственных и серьезных, должны иметь подтверждаемое профессиональным сообществом право на их выполнение. Это то право, которое уравновешивает свободу конкуренции на рынке. Проблема состоит в том, что все наши законы, начиная с 94 ФЗ, не соответствуют ни нашим интересам, ни международной практике. Сегодня на бюджетные деньги претендует тот, кто предложит наименьшую цену, а не тот, кто в состоянии работу выполнить. Псевдоэкономия на проектировании оборачивается потерями в строительстве и эксплуатации.
- Если перейти к более творческой теме, как вы считаете, каким должно быть пространство Москвы? Вы упоминали в одном из интервью концепцию «глокала» - сочетания локального и глобального, в каких пропорциях это сочетание должно присутствовать в Москве?
Я считаю, несмотря на все происходящее сейчас с Москвой, город не теряет своей уникальности. Москва сохраняет свою уникальную странную непохожесть на другие города. В ней есть несомненная природная сила, которая отмечается всеми. Московское пространство не похоже на пространство ни европейских, ни американских городов – это смесь регулярности и нерегулярности, огромные открытые пространства, гигантские расстояния.
Русские города XIX века, о которых мы знаем по фотографиям, дагеротипиям или по отзывам современников, города с деревянными домами, городскими усадьбами, колокольнями, не походили ни на европейские, ни на азиатские города, но были человечными и удобными. В этом, как раз, и заключена ценность «локального».
Постепенно мы стали терять качество жизни, качество среды, и это мне представляется печальной потерей. Мы ведь существуем в глобальном пространстве, в котором, в том числе, идет соревнование городов и сред. Сейчас Москва, совершенно очевидно, проигрывает благоустроенным и успешным европейским городам, южно-корейским, китайским, американскими мегаполисам.
-Но ведь в Москве строится много новых зданий, в чем же причина того, что среда столь некомфортна?
Во-первых, строится недостаточно, Москва – недостроенный город. К тому же, только сейчас, впервые за много лет мы осознали значимость городской инфраструктуры: то есть стало очевидно, что развитие города должно опираться на развитие инфраструктуры. Город без инфраструктуры – город без будущего. Печален пример той же Рублевки, где отсутствуют нормальная инфраструктура и общественные пространства, но при этом видны следы дележки земли с семиметровыми заборами. Развитие Москвы тормозится, прежде всего, отсутствием целенаправленной государственной политики территориального планирования. Московские проблемы - производные от общероссийских, и если сделать так, чтобы хорошо было жить не только в Москве, давление в столичном котле начнет падать, и всем станет легче.
- Как можно решить проблему развития городов, формирования в них комфортной среды?
Нам необходимо менять нормативную базу. В наших законах нет понятия агломерации или многоцелевого характера среды. Многие наши города были застроены и застраиваются по принципам, которые были актуальны 60-70 лет назад. Чтобы двигаться вперед, необходимо менять представление о городе, менять нормативы и программы обучения профессионалов.
Формирование качественной среды – это процесс обусловленный инвестициями и привлекающий средства. Это непрерывный процесс капитализации, запущенный в Лондоне, который за последние 40 лет превратился в весьма привлекательный город или Сингапур, который из деревни с комарами стал таким, каким мы его видим.
-Почему в наших городах не происходит тоже самое?
Рост городов мы попросту недооценивали. Те средства, которые вкладываются в эту сферу, недостаточны и малоэффективны. Мы по-прежнему строим города, которые никому не нужны, в которых жить неудобно и трудно. А состояние городов – это условия успеха страны.
-Какое значение для городских жителей имеет среда, какой она должна быть?
Архитектура подчинилась строительному комплексу еще в шестидесятые годы. Искусство организации среды было принесено в жертву квадратным метрам, в которых, действительно, нуждались люди. Вся страна застроена панельными домами – сначала пятиэтажными, потом 12-этажными, 22-этажными и так далее вне самой идеи формирования среды, человеческого городского пространства. Европейские страны, в основном, справились с социальными проблемами, с проблемами жилья к шестидесятым годам. 70-80-е годы стали выходом из средового городов из кризиса. Мы повторяем их путь.
- Какие существуют инструменты, позволяющие решить социальные проблемы городов, инструменты, с помощью которых можно грамотно формировать городское пространство?
Эти инструменты присутствуют на разных уровнях и все они хорошо известны. Это и реорганизация местного самоуправления, и поддержка малого бизнеса, и смешанное финансирование. Это опережающее развитие инфраструктуры, и смешанное зонирование и новые эффективные технологии. И это те инструменты, которые, как показывает опыт, формируют успешные и счастливые города.
О спикере
Андрей Боков
Генеральный директор ГУП МНИИП «Моспроект-4», Президент Союза архитекторов России, Президент Международной ассоциации союзов архитекторов (МАСА), Член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству Академик Российской академии архитектуры и строительных наук Доктор архитектуры Заслуженный архитектор РФ Почетный строитель Москвы Член Союза художников России Член Европейского общества культуры
Андрей Боков является автором различных градостроительных и архитектурных проектов, среди которых экспериментальный жилой район в Нижнем Новгороде, 3-й павильон Всероссийского выставочного центра, Государственный музей В. В. Маяковского, офисные комплексы на Саввинской набережной, футбольный стадион «Локомотив», Крытый конькобежный центр в Крылатском, Ледовый дворец «Мегаспорт», градостроительная концепция и жилая застройка на Ходынском поле, Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, здание театра Et cetera и ряд других построек.