«Электронный гражданин» в новом информационном обществе
Ведущая: Александр Владимирович, в этом году Национальному форуму
исполнилось 10 лет, что удалось сделать за это время, можно ли подвести итоги и
рассказать нам о планах на будущее.
Александр Жуков: В феврале этого года нам исполнилось ровно 10 лет, к
этой дате мы специально подсчитали, сколько крупных мероприятий провели,
оказалось, около 80. Это немало. Так сложилось, что, когда мы провели первую
конференцию по информационной безопасности в 2001 году, эта тема оказалась
настолько интересна публике, настолько востребована, что в тот же год по
просьбам участников мы провели еще одну конференцию, потом третью, четвертую и
так далее. Состоялось много разных круглых столов, всероссийских конференций и
форумов, зарубежных встреч, т.е. работа за эти годы была проведена очень
большая. Выполнять такую задачу нужно, конечно, большим коллективом. И поэтому
наш «коллективный разум», Оргкомитет – это совещательный орган из более чем 60
человек, куда входят представители практически всех федеральных ведомств, так
или иначе, курирующих вопросы развития отрасли ИКТ в нашей стране, а также
представители ведущих ИТ-компаний и ассоциаций.
Как мне кажется, за годы работы, сами конференции Инфофорума стали являть собой
некий информационный продукт. Когда меня спрашивают, каков результат прошедшей
конференции, я отвечаю, что конференция не обязательно должна заканчиваться
принятием каких-то резолюций или решений. Ценно само мероприятие, которое
является неким подвидом средств массовой информации. Нередко государственная
политика, проводимая в отрасли информационной безопасности, не доводится до
людей, и проведение конференций отчасти способствует тому, чтобы
предпринимаемые инициативы доходили до слушателей часто из уст тех, кто и
инициирует важные решения.
Главное, что мероприятия мы проводим регулярно, разные по масштабу. Есть
центральное, самое крупное – Национальный форум информационной безопасности,
которое превалирует над всеми. Летом проводим так называемые Евразийские
форумы, в которых с интересом участвуют страны СНГ и ближнего Зарубежья. 19
апреля состоится конференция «Инфофорум.док», посвященная вопросам электронного
документооборота и шире – электронного взаимодействия государства, граждан и
организаций. Сейчас об этом много говорят, и Президент и Премьер-министр,
ставятся четкие, строго ограниченные по срокам исполнения задачи.
Инфофорум также учредил Всероссийский конкурс на лучшие решения по созданию
систем коллективной обработки информации, итоги которого и будут подведены на
предстоящей конференции. Это то, что интересует сейчас наших слушателей, кто-то
приезжает, чтобы продемонстрировать свои достижения, а кто-то только в начале
пути, ему важно получить эту информацию.
--Одни и те же приезжают?
--Нет, наша аудитория и география участников постоянно расширяется – уже от
Камчатки до Калининграда. Значит, людям это интересно.
Еще своим большим достижением мы считаем зарубежные конференции. Мы проводим их
не в рамках какой то «чужой мысли» или задания, а стараемся в другой стране
проводить самостоятельные мероприятия - наши, российские – причем не с целью
отдохнуть, а действительно работаем: сами приглашаем зарубежных коллег - из
госструктур, правоохранительных органов, бизнеса. Приезжаем с нашими новыми
разработками, заготовками, мыслями, встречаемся, обсуждаем общие проблемы,
изучаем зарубежный опыт, которым с нами делятся. Инфофорум уже дважды был в
Казахстане, дважды в Болгарии, В этом году планируем провести встречу с
балканскими коллегами в Черногории.
Возникают контакты, пример Минкомсвязи – где есть российско-болгарская рабочая
группа, они активно работают, и на конференцию они к нам приехали. Участвуют
представители и других министерств. И, по-моему, получается интересно.
-- А что вы вкладываете в само понятие "информационная
безопасность"?
-- Вы знаете, с самых наших первых конференций мы взяли тему «Информационная
безопасность России». Не какой-то компании, не какого-то процесса, отрасли, а
именно страны. Вот такую высокую планку мы себе поставили. И стремились
следовать тому, как это понятие определено в Доктрине информационной
безопасности (утв. 9 сентября 2000 г. – прим. ред.) - т.е «состояние
защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяющихся
совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства».
Информационная безопасность - это не просто защита информации, это понятие,
состоящее из 4-х составляющих: Первое - соблюдение конституционных прав и
свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею.
Второе – это информационное обеспечение государственной политики Российской
Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности
достоверной информации о ней и с обеспечением доступа граждан к открытым
государственным информационным ресурсам. Третья составляющая - развитие
современных информационных технологий, в том числе индустрии средств
информатизации, телекоммуникации и связи. К четвертой составляющей относятся
защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение
безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже
существующих, так и создаваемых на территории нашей страны.
Мы стараемся подчеркнуть, что информационная безопасность – это не какая-то
система ограничений: "ничего не брать, никуда не ходить". Это тема, о которой у
людей должна быть качественная, полная и достоверная информация в рамках того,
что перечислено выше.
-- Недавно в Москве прошла информация о том, что московские силовые
структуры приведены в состояние боевой готовности, искали террористок-смертниц.
Но, к сожалению, мы в последнее время не верили подобным новостям. Как вы
считаете, существуют ли сейчас результативные информационные решения для
обеспечения безопасности на транспорте?
-- Конечно, существуют.
Я думаю, что и вы столкнулись с тем, что сейчас периодически проверяются
паспорта. В аэропортах усилено проверяются документы, вещи. На самом деле в
Москве, когда ходишь по различным министерствам, ведомствам - везде паспорт
сканируют, везде документы спрашивают или используют электронные пропуска. Но
есть и более технологичные решения по идентификации личности – с использованием
биометрии, технологий распознавания голоса и изображения. Я сам это испытывал.
Входишь в зал, камера направлена на тебя и твою фотографию, затем по базе
данных проверяют. Очень не хотелось бы, чтобы наши решения сводились только к
проверке паспортов и сумок. Поэтому и должны быть информационные технологии -
они позволяют связать все решения в один процесс.
Я недавно был в Вене и очень удивился входу в метро. Там не только нет
никаких проверок, там нет турникетов. Вообще никаких. Т.е у людей все построено
на доверии. Как это все сделано, я затрудняюсь сказать. Наверное, есть какие-то
камеры слежения или еще что-то. Тема борьбы с терроризмом, конечно, очень
актуальна, но она очень обширная, и это долгий, отдельный разговор.
-- Скажите, а есть ли перспективы развития электронного правосудия в
России?
Конечно, есть, скоро у нас будет электронным вообще всё.
Во-первых, электронное правосудие уже применяется. Например, идет программа
защиты свидетеля. Чтобы не было видно свидетеля, он сидит в отдельной комнате и
сообщает электронно-измененным голосом что-то суду. Это уже электронное
правосудие. В перспективе может быть введена подача документов в электронном
виде, которая заменит традиционный бумажный формат. Есть технологии
электронного протоколирования судебных заседаний, системы электронного принятия
решений о сроке наказания, учитывающие различные объективные факторы.
Но решение о внедрении этих технологий – это вопрос к власти. Так же как и
внедрение технологий электронного образования, что тоже, на мой взгляд, сейчас
очень перспективно.
-- А какой регион России наиболее активен во внедрении электронных
услуг?
-- Во-первых, это, конечно, Москва, Татарстан, вообще
Поволжье очень активно развивается в этом отношении. Каждый год мы проводим в
одном из регионов этого округа большую межрегиональную конференцию, поэтому
видим, что там создается и внедряется. Но я хотел бы подчеркнуть, что
электронные услуги – они не только государственные. Электронные услуги уже
прекрасно работают и так: вы можете купить билет на самолет электронно, или
возьмем банки – можно переводить деньги с карты на карту или совершать другие
операции со счетом. Это тоже электронные услуги.
-- Есть ли какой-то план по развитию? В 2011 году определенное
количество кол-во регионов перейдет на электронные услуги?
--
План есть, и он очень жесткий. Это правильно, иначе ничего не произойдет.
Одобрено решение о внедрении универсальной электронной карты. Сейчас поставлена
задача - с 1 июля текущего года все госорганы – в регионах в т.ч. – не смогут
запрашивать дополнительные данные у граждан в т.н. бумажном виде, даже паспорт,
если есть возможность получить их в другом ведомстве электронно или в
неэлектронном виде. Если мы посмотрим на этот процесс более пристально, то
увидим, что действительно развитие происходит. Это уже, по сути, электронный
межведомственный документооборот.
Мы сейчас проводим очередной всероссийский конкурс решений по электронному
документообороту и систем обмена и обработки информации. К нам присылают
официальные заявки от региональных и федеральных ведомств – такие «пухлые
тома», большая комиссия все это изучает. Хотя, казалось бы, конкурс совершенно
общественный, но в этом и преимущество – оценки более независимые.
-- А как конкурс называется?
-- Конкурс на лучшее решение по созданию систем коллективной обработки
информации. Там представляются лучшие порталы по услугам и лучшие решения
внутри- и межведомственного электронного документооборота. Награждаем мы и
госорганы – в основном за внедрение, и частные компании – за разработку. Тема
очень новая, интересная, перспективная. Многие хотят показать себя, и даже были
случаи, когда пытались оказывать давление на конкурсную комиссию. Но наши
эксперты дорожат своим именем, в комиссии есть доктора наук, очень известные
специалисты – их оценкам можно доверять. Комиссию возглавляют Алексей Сергеевич
Кузьмин, доктор физико-математических наук, заместитель начальника Центра ФСБ
России, и Виктор Анатольевич Пярин, доктор технических наук, старший
вице-президент ЗАО «Компания «ТрансТелеКом». В эту комиссию входит еще около 20
человек, представляющие разные ведомстава, Госдуму, профессиональные ассоциации
и т.д.
-- А как вы считаете, как нужно решить проблему адаптации старшего
населения нашей страны к электронному правительству?
-- Конечно,
пожилые люди испытывают сложности. Есть такое прекрасное начинание в Нижнем
Новгороде. Уже в течение 3-5 лет там проводят программу по обучению пожилых
людей основам компьютерной грамотности, причем она проводится и в столице, и в
малых городах.
--Есть ли ограничения по возрасту?
-- Как таковых
ограничений нет, все зависит от состояния человека. Мы проводили не так давно
конференцию «Интернет равных возможностей», посвященную возможностям адаптации,
которые может дать интернет инвалидам, детям-инвалидам, пожилым людям, лицам,
оказавшимся в сложной жизненной ситуации. И в процессе этих дискуссий
оказалось, что уже создано множество решений для таких категорий наших граждан.
Сайты госорганов, в т.ч. сайт президента, оснащаются сервисами для слабовидящих
людей, разрабатываются стандарты по обязательной адаптации сайтов госорганов и
сайтов услуг для людей с ограниченными возможностями, для пожилых людей.
Конечно, информационные технологии такая вещь, что здесь трудно людей делить на
молодых и пожилых. Многие, в особенности молодежь, испытывают сложности в связи
с наплывом информации в том же Интернете, зачастую никак нефильтруемой. Поэтому
нужно вести речь о развитии информационной культуры в целом.
-- А это как-то прорабатывается на государственном
уровне?
-- Насколько я знаю, прорабатывается. Государство очень
озабочено этим вопросом, но каких-то четких решений пока нет.
-- Просто одно дело внедрить, а другое дело - люди не понимают, о чем
разговор, они не знают, как это использовать, и это внедрение становится
бесполезным.
-- Здесь очень много зависит от местных властей,
если нет какого-то информатора, который все это объясняет, растолковывает,
помогает, то, конечно, пожилому человеку не разобраться.
-- Много вопросов вызывает идея присвоения каждому гражданину России
цифровой электронной подписи. Изменится ли от этого наша жизнь к лучшему и,
если можно, на конкретном примере, конкретного человека. Что он может сделать
этой подписью, как он может ей пользоваться и когда в ближайшее время
сможет воспользоваться?
-- Внедрение атрибутов
информационного общества приводит к очень серьезным последствиям, серьезным
возможностям, серьезным обязательствам для каждого гражданина. Возникло понятие
электронной личности, электронного гражданина, электронного региона, разумного
города.
Почему нужно об этом говорить? В Конституции прописан целый ряд конкретных
прав, и вот эти права каждый человек должен иметь возможность реализовывать в
электронном виде. Т.е не только дается ему возможность, но и возникает
обязательство государства эти права обеспечить. Например, по Конституции -
право пользоваться информацией. Сейчас только наступает эта эра,
информационная, в том виде, когда мы можем ставить такие задачи и находить для
них решения.
Право на образование. Возникает возможность получать образование дистанционно,
на наших конференциях мы рассматривали технологии, которые уже используются для
обучения детей инвалидов. У присутствующих в зале возник вопрос: «А почему в
простой школе это не может также использоваться?» Т.е. там, где в обществе
возникает вопрос, потребность - возникают и обязанности их удовлетворить.
Всякие электронные «штуки», конечно, многих простых граждан наводят на мысль,
что теперь за каждым будут следить, о каких-то вживленных чипах. Я думаю, что
такого, конечно, не будет. Но на самом деле, при желании уже сейчас за каждым
можно установить слежку с помощью обычного мобильного телефона, который всегда
в кармане, всегда включен.
-- Основные страхи в том, что воспользоваться твоей цифровой подписью
можно легко. Ты её куда-то один раз послал и все. Это
обосновано?
-- Конечно. Эти страхи абсолютно обоснованы. Чем вы больше используете
информационных решений, тем больше рискуете. Известна проблема с персональными
данными: везде ведь просят заполнить анкету, дать копию паспорта, и куда это
потом попадает? Но эти страхи происходит из желания перестраховаться. Это риск,
но есть технологии защиты. О них нужно знать.
-- Кредитный договор можно будет подписать электронной
подписью?
-- Наверное, будет возможно.
-- А потом отстоять свое право, что это была не моя
подпись?
-- Да, буквально 25 марта принят в 3-м чтении в Думе
закон об электронной подписи. Откровенно говоря, было много замечаний к этому
законопроекту. Все эти процедуры должны быть детально прописаны, чтобы не
возникало ситуаций, о которых вы говорите. Для этого мы сейчас и собираемся на
очередном Инфофоруме, будем обсуждать закон с представителями Госдумы,
Минкомсвязи, Роскомнадзора, Службы специальной связи и информации ФСО,
силовиками. Много вопросов здесь возникает к Центральному Банку, в том числе по
поводу использования электронной подписи. Поскольку этот процесс будет только
наращиваться, у нас, как у государства, впереди еще большая работа.
-- Да, не решение этих проблем может привести просто к коллапсу. Мы уже
поднимали тему универсальной электронной карты. Тема модная и неоднозначная.
Ваше мнение: плюсы и минусы этой карты? И насколько она будет повсеместно
эффективно использоваться?
-- Вопрос внедрения карты, как вы
знаете, решается. Само ее создание – это, конечно, громадная проблема – сбор
данных, оцифровка – особенно для регионов. Конечно, хотелось бы иметь такую
карту - единую карту, которая воспринималась бы всеми. Но страхов, возникающих
в связи с этим, конечно, много.
-- Она же может размагничиваться, так тоже много проблем с
ней?
-- Говорят, что если даже карта теряется, то кроме твоих
номеров ничего никому не достанется. Но универсальная карта, как мне кажется, -
задача будущего, хотя поставленные сроки – это буквально месяцы.
-- То есть вы думаете, что даже если в июле будет принято решение,
то оно будет формальным?
-- Если будет принято решение, то оно
будет формальным. Так как сделать за 2 месяца это невозможно. Эти решения
должны отрабатываться годами. Хотя, с другой стороны, то правильно - ставить
такие жесткие сроки. Сейчас можно заявление на заграничный паспорт подать
электронно, не нужно в огромной очереди сидеть, дома все заполнить, сверить.
Таких услуг хочется от государства. Чем больше их будет, тем гораздо удобнее.
Но каждая из таких услуг должна отрабатываться.
Два года назад мы проводили конференцию, где впервые поднимали вопрос о
создании единого электронного портала госуслуг, ставились только общие цели и
задачи. Через год этот портал возник. Год прошел всего. Он был первоначально
просто справочник. Сейчас там уже есть какие-то конкретные услуги. На этом
примере мы видим, что такое вот силовое решение сработало. Но с ростом
электронных услуг, растет и риск их использования, а у нас, в нашей стране,
если говорить прямо, нет министерства, отвечающего за единую информационную
безопасность.
-- А должно быть?
-- На мой взгляд, какой-то подобный орган должен быть. Может быть, мы, поэтому
так долго и довольно успешно проводим конференции Инфофорума, что этого единого
органа пока нет. Есть отдел в Минкомсвязи, есть различные службы в ФСБ, которые
с разных сторон подходит к этой теме. И нет органа, человека нет такого,
который за это все полностью отвечает.
Мы ставили когда-то вопрос, была наша резолюция о том, чтобы создать хотя бы
должность советника при Президенте, который бы этим вопросом занимался. Тема
электронных технологий не существует без информационной безопасности, по сути
дела, это просто вопрос надежности. Естественно, каждый разработчик
заинтересован в продвижение своего продукта, но даже во время кризиса многие
компании сокращали средства на развитие информационных решений, но ни копейки
не убирали в части информационной безопасности, понимая что, по сути дела,
именно это - обеспечение их дальнейшего развития. Мне кажется, что придется
когда-то обратить на это внимание. Сейчас есть, например, Служба по
техническому и экспортному контролю, занимающаяся защитой информации,
государственной тайны, которая подчинена одному министерству, есть
Роскомнадзор, занимающийся защитой персональных данных, который подчинен
другому министерству, есть другие структуры. Но органа, координирующего все
это, нет.
Мы, как состоявшаяся некоммерческая организация, в какой-то мере заменяем
образовавшийся вакуум и принимаем общие решение, которые стараемся доводить до
государства, пишем соответствующие бумаги, показываем ситуацию.
-- И вас слышат?
-- Надеемся, что слышат, но это
тоже вопрос очень интересный. Как к некоммерческим организациям относятся в
принципе. Государству пишешь письма - просто просишь придти, принять участие,
делегировать какого-то специалиста. Отвечают совершенно по-разному: бывает,
вообще не отвечают, что очень распространенно. Быстро отвечают силовые
ведомства, ведь это изначально их тема, а крупные министерства - образования,
экономики, промышленности часто не отвечает вообще, хотя тема информационной
безопасности касается сегодня всех. Но это особенности нашей страны -
обязательное подкрепление бумаг официальным статусом. Приходиться подписывать
их у какого-либо чиновника.
Об Инфофоруме
Национальный форум информационной безопасности «Инфофорум» с 2001 года проводит в нашей стране и за ее пределами мероприятия, посвященные проблемам развития отрасли информационной безопасности и информационно-коммуникационных технологий.
В начале 2000-х данная проблематика представляла интерес для узкого круга специалистов, но с развитием ИКТ, "Инфофорум" из узкоспециального мероприятия превратился в крупный всероссийский форум, в рамках которого проходит обсуждение широкого спектра технологических и гуманитарных проблем обеспечения информационной безопасности, вырабатываются предложения по формированию государственной политики в этой сфере, анализируется практика правоприменения, демонстрируются новые российские и зарубежные решения.
Среди основных мероприятий Инфофорума Всероссийский Национальный форум информационной безопасности, Евразийский форум информационной безопасности «Инфофорум-Евразия», межрегиональная конференция «Инфофорум-Поволжье», Всероссийская конференция «Инфофорум.док».
Аудитория Инфофорума – специалисты, работающие практически во всех отраслях экономики, представляющие органы государственной власти и местного самоуправления, науку, образование, бизнес.
Организационную поддержку мероприятиям оказывают Комитет Государственной Думы ФС РФ по безопасности, Аппарат Совета Безопасности РФ, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, силовые ведомства.