Детишки, не шалить! Как напоминать, не повторяя?
«Сколько можно повторять?» — часто повторяемая фраза в лексиконе родителей.
Ваше чадо забывает полить цветы и покормить хомяка, не вешает куртку на крючок и не надевает шапку без напоминания? Самое время сменить тактику. Если у вас есть МФУ, вы уже вооружены всем необходимым. Дело за малым — превратить слово в дело.
Типы восприятия
Когда ребенок вас не слушает, не значит, что не уважает – возможно, он просто не входит в число аудиалов. Среди жителей России всего 5 процентов тех, кто хорошо воспринимает информацию на слух. Больше всех среди нас визуалов — тех, кому лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Примерно столько же кинестетиков — людей, воспринимающих мир через ощущения: им важно потрогать или понюхать. Еще есть дигиталы — нуждающиеся в построении внутренней связи с явлением. Разумеется, доминирование одной сенсорной системы не означает, что другая ослаблена или не работает. Просто какая-то является ведущей — той, что запускает процессы памяти и воображения.
Простой пример. Представьте хвою новогодней ёлки. Первое, что придет в голову визуалу, – образ наряженной ёлки, а уж потом – какая у нее хвоя. Аудиал сначала мысленно «услышит» новогоднюю мелодию, а кинестет «ощутит» покалывание или запах зеленых иголок. Дигиталу сперва нужно «найти» в своем глобальном мировосприятии такую деталь, как ёлка, после чего в его памяти «полетят картинки» всего разнообразия новогодних деревьев и их ветвей.
Образно говоря, в то время, как вы рассыпаетесь в эпитетах, ребенок-визуал рассматривает, как двигается ваш рот и как нахмурен ваш лоб. Кинестет теребит пуговицу и вдыхает аромат кофе, который вы попиваете параллельно с нотацией. Дигитал зацепился за одно из малопонятных слов, которое вы произнесли в начале, и давно мысленно смотрит кино на эту тему.
Как доносить информацию?
Чтобы передать сообщение, используйте то, что можно увидеть, потрогать, и что помогает выстроить последовательность действий. Вооружитесь копировальным аппаратом, принтером, сканером — вам понадобятся списки, указатели, напоминания, картинки.
Первое, что полезно сделать, — составить «Правила дома». Это свод законов, следовать которым обязуются все члены семьи, а значит, и составлять его следует сообща. Например, «Старший помогает младшему», «Все относятся друг к другу с уважением», «Каждую субботу — просмотр мультфильма. С мороженым!». Какими они будут — решать вам: главное, их не должно быть много. Правила, принятые и согласованные на семейном совете, нужно распечатать и поместить в общедоступном месте.
С повседневными делами помогут флажки-напоминалки. «Полей меня!» — на любимом фикусе, «Погладил? Выключай!» — на ручке утюга. Удобнее и проще один раз повесить на внутренней стороне входной двери табличку «А ты не забыл ключи?», чем каждый день терзать этим вопросом себя и ребенка. Хорошо работают просьбы в стихах: «Того, кто сегодня помоет посуду, лишать шоколада я точно не буду!». Проявляйте фантазию, меняйте сообщения чаще, задавайте им разную форму.
Для самых маленьких
Что делать, если ребенок еще не умеет читать? Использовать картинки. Лучше всего подойдут хорошо знакомые изображения. Чтобы впечатлить трехлетку, достаточно распечатать иллюстрацию из любимой книжки. На героев можно клеить шапочки, шарфы и перчатки, после чего использовать как инструкцию «Проверь себя по рисунку». Персонажи мультфильмов, составленные в коллажи и напоминающие собрать игрушки или почистить зубы, иногда справляются с задачей лучше, чем уставшие после рабочего дня родители.
И самых больших
Помните, что дети лучше учатся, наблюдая за взрослыми. Пользуйтесь распечатками сами, обращайте внимание ребенка на разрешающие и запрещающие знаки в городской среде. В ваших силах помочь подрастающему поколению ориентироваться в повседневных делах, научить их справляться с задачами легко и с радостью, понимать их необходимость. А сэкономленное на безрезультатных напоминаниях время можно потратить на приятный совместный досуг.