Москва
22 ноября ‘24
Пятница

МНЕНИЯ INFOX.RU

политолог, публицист

Не пора ли перестать позволять обращаться с нами как с челядью?

Давайте, наконец, попробуем не только пятиться, но и наступать.

Подпись под этим материалом – не опечатка и не результат рассеянности редактора, дважды поставившего имя и фамилию автора. Авторов действительно двое, и они оба носят одни и те же не самые распространенные имя и фамилию. Но, если вдуматься, все или подавляющее большинство нас в России сейчас тезки и однофамильцы. Нас зовут Бесправные Р… . Хотелось написать «рабы», но это будет слишком жестко, хотя и не так уж далеко от правды. Напишем политкорректнее – Россияне, тем более что и эти слова сейчас почти тезки.

Мы оба – журналисты, публицисты и общественники, с богатым жизненным и профессиональным опытом. У каждого он свой, но одновременно они очень похожи. Один из нас, по зову сердца активно занимаясь проблемой Донбасса и часто бывая в донбасских республиках, фактически находящихся под российским протекторатом, видит прискорбную и трагическую картину. Люди, в 2014-м искренне поднявшиеся на освободительную борьбу и, будучи русскими этнически и культурно, надеявшиеся на повторение у них крымского сценария, в итоге получили чудовищную нищету, разруху, правовой беспредел и постоянно висящий дамоклов меч угрозы быть впихнутыми обратно под пяту киевского режима. Здесь царит смесь феодализма и дикого капитализма с порядками военного времени и узаконенного разбоя и набегового хозяйства. Кажется, что здесь в экстремальных условиях заземленной площадки проводится чудовищный социальный эксперимент, результаты которого будут затем внедряться и непосредственно в РФ.

Второй из нас живет практически в самом сердце нашей Родины – в ближнем Подмосковье. Однако красиво звучащее слово «ближнее» лишь ретуширует реальную картину. Микрорайон «Путилково», построенный компанией «Мортонград» и разрекламированный как рай на земле, оказался скорее адом, уродливыми каменными фавелами с дикой планировкой, тесными дворами и минимальной социальной инфраструктурой, а главное – с проблемой невозможности добраться до Москвы из-за отсутствия общественного транспорта, притом что в нескольких километрах от микрорайона находятся две станции метро. После того как «Мортонград» был поглощен компанией ПИК ситуация не улучшилась, лишь только ухудшилась. А ведь этот самый Пик теперь, выкупив два квартала Кунцево, собирается снести там почти четыре десятка крепких, неаварийных и не включенных в программу реновации малоэтажных домов, жители которых будут насильно согнаны в тридцатиэтажную вавилонскую башню-новостройку. Чего уж говорить о ДНР с ЛНР и о российской провинции, где чиновницы открыто предлагают не плодиться и питаться одними «макарошками», если подобный ужас происходит в сердце России?

Говорят, что народ заслуживает ту власть, которую имеет. Безусловно, вся история нашей великой страны и нашего великого народа вопиют о том, что они, то есть мы с вами, достойны намного лучшей власти. Однако если смотреть на нас здесь и сейчас, положа руку на сердце, разве мы заслужили иное правительство? Мы разобщены, пассивны, легко и вполне сознательно предпочитаем критическому мышлению технологии манипуляции нашим сознанием и бравурную телепропаганду. Мы сознательно уходим в обывательско-потребительский мирок, ограниченный пределами рабочего офиса, квартиры, дивана и Инстаграма, надеясь переждать там все потрясения и бури (да и какие бури, если по телевизору сказали, что Россия опять всех победила). Не то что выйти на пикет за собственные права – потратить минуту, чтобы подписать петицию в Интернете для нас непосильная по тяжести задача.

Грабительская и людоедская пенсионная реформа, посягающая уже на самый базис наших социальных прав, вроде бы наконец встряхнула граждан – пошли акции протеста, на сентябрьских региональных выборах партия власти и ее кандидаты получили ряд чувствительных щелчков. И снова все затихает и входит в свои русла. Между тем правящий класс готовит очередной позорный шаг – продать Курильские острова, за которые наши деды и прадеды проливали кровь в двух войнах с Японией, деньги положить себе в карман, а нас вдоволь попотчевать байками «от этих камней в море нам только убытки» и «Курилы войдут в состав Японии, а Япония войдет в состав России» – или отвлечь внимание очередным балаганом вроде переименования аэропортов. Неужели мы это допустим?

Не пора ли перестать позволять внутри страны обращаться с нами как с челядью, крепостными и унтерменшами, а на международной арене – под бравурные великодержавные рулады торговать национальными интересами или выдавать за них шкурные интересы олигархов и чиновников? Не пора ли начать самоорганизоваться хотя бы на низовом уровне и отстаивать свои права, используя весь спектр методов, разрешенных Конституцией и УК РФ? Наши СМИ привыкли с издевкой говорить о загнивающем Западе, и проблем там действительно хватает, пусть и лишь отчасти аналогичных нашим, но когда во Франции правительство начало предпринимать ультралиберальные драконовские меры, пытаясь не просто залезть в карман граждан, а разорвать его крест-накрест, граждане вышли на улицы бороться за свои интересы. Чем мы хуже? Или, быть может, наши карманы шире и обильнее французских, поэтому залазить в них можно без особого для них ущерба? Да не только и не столько ведь в карманах дело – в элементарном чувстве собственного достоинства.

Хочется верить, что в России когда-то проснется гражданское общество, возможно лет через 15-20, как это обычно происходит, если заглянуть в учебники истории. Русские долго запрягают, но быстро едут. Конечно, не хотелось бы повторения французской истории в России, ведь великий классик Александр Пушкин нас предостерегал: «Не дай Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», но люди в России должны заставить себя уважать и научиться цивилизовано отстаивать свои права в рамках закона.

Чувство собственного достоинства, уважения к самому себе и к окружающим формируется в детском возрасте. Родители заняты зарабатыванием денег, чтобы оплатить ипотеку в каменных джунглях и купить продукты питания. Подростка формирует улица и школа. И если в советские годы были октябрята, пионеры, комсомольцы, были Центры детского и юношеского творчества, были клубы Юных техников и всевозможные кружки для любителей природы, искусства и спорта в каждой маленькой деревне, то сейчас все это уничтожено и детей воспитывает именно улица и немного школа. Во всех новых возводимых ЖК по всему Подмосковью детские центры, физкультурно-оздоровительные комплексы и дома культуры присутствуют лишь в проектах на бумаге! В реальности на их местах строятся новые человейники – это же намного выгоднее: и денег можно заработать и впоследствии содержать и эксплуатировать не нужно!

А как может школа вырастить всесторонне развитую и свободномыслящую личность, если в школах сейчас одни запреты? Да и сами учителя утратили свой гордый статус и почет в обществе. С учителем сейчас никто не считается, никто в пример не ставит. Да и разве пойдет уважающий себя человек работать за 9 000 рублей в месяц в ближнем Подмосковье? На эти деньги прожить невозможно, коммуналка за «однушку» в Подмосковье 6 000 рублей и проезд в транспорте съедают зарплату полностью. А как себя прокормить и семью содержать? Учитель высшей категории получает 14 000 рублей. Именно поэтому учителя и пытаются «подзаработать» на выборах, теряя остатки имиджа и лица перед детьми и взрослыми. Именно учителя занимаются вбросами, приписками, подлогами.

Как после этого уважать педагога? Как после этого учитель может рассуждать на уроках о чести, совести, доброте и справедливости? Жизнь в условиях, мало похожих на человеческие и уж точно не способствующих сеянию разумного, доброго, вечного, заставляет наших педагогов топтать свою репутацию за 30 сребреников, думая о сиюминутной выгоде и не думая о будущем всей страны и всего народа. В итоге получается замкнутый круг, когда люди, доведенные до отчаяния ужасами повседневности, пытаются с ними справиться, одновременно разрушая собственную способность бороться с их источником – и нет ли здесь глубоко продуманного умысла? Верхи связывают всех одной цепью: «Да, мы ужасны, но вы, терпя нас или даже пособничая нам, ничем не лучше» - и у них это получается.

Опять же, великий наш гений Александр Пушкин писал: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие». Задайтесь на досуге над вопросом: а наши дети будут гордиться нашими делами? Нам самим не стыдно за бесцельно прожитые годы в режиме потребления и разрушенную экономику, образование, науку, медицину (список можно продолжать бесконечно…)?

Давайте, наконец, попробуем не только пятиться, но и наступать. И тогда, возможно, когда-нибудь мы вновь все станем 150 миллионами тезок и однофамильцев, но уже под гораздо более пристойными именем и фамилией.

Станислав Смагин

Станислав Смагин

Полная версия