МНЕНИЯ INFOX.RU
Правда и ложь фильма "Русская весна. Начало"
Посмотрел вышедший вчера на канале "Россия" фильм "Русская весна. Начало".
Заметные плюсы фильма. Во-первых, само его название, которое отображает "дух четырнадцатого года", — всё-таки решили, как ранее, не замалчивать "русскую составляющую" Донбасского восстания. Во-вторых, неоднократная демонстрация флагов России и пророссийских лозунгов в кадрах народных выступлений на Донбассе.
Заметные минусы, которые перечёркивают все плюсы. Во-первых, кричащее отсутствие в фильме Игоря Стрелкова, даже когда речь идёт о заходе крымского отряда в Славянск, а также отсутствие Павла Губарева, которого только упоминают как "известного донецкого активиста" (когда вскользь упоминается его супруга Екатерина, бывшая организатором переброски группы Стрелкова в ДНР). Во-вторых, замалчивание самой сути происходящего весной 2014 года и тех идей, которые двигали большинством участников восстания.
Думаю, никому не надо напоминать, что идеей абсолютного большинства ополченцев и жителей Донбасса было возвращение в Россию. Показ российских флагов и лозунгов "Россия!" на это намекает, но в самом фильме и в прямой речи его героев этого нет вообще. Более того, решили показать только те реплики ополченцев, в которых они говорят, что сражались за... Украину.
Это, на мой взгляд, самая большая идеологическая проблема Донбасского восстания. Несмотря на то, что все вставали за Россию, многие люди, даже среди ополченцев, до сих пор находятся в плену "украинства". И в фильме с названием "Русская весна" это специально и нарочито используется. Единственные реплики об идейной мотивации ополченцев здесь даны от Сергея Сивака ("Югослава") из Луганска и Андрея Савельева ("Вандала") из Киева.
Сергей Сивак говорит: "Мы не хотели отделяться, мы хотели быть в составе Украины, но как Крым, федерация". Андрей Савельев: "Пошёл в ополчение не против Украины. За Украину. За украинский народ, за настоящую Украину и против хунты".
Именно это специально показывается по центральному телевидению, чтобы обосновать: это было не русское освободительное восстание — это гражданская война и "внутриукраинский конфликт", это ополчение не за Россию сражалось, а за Украину. Вот этим и перечёркиваются все претензии к российским властям по поводу Донбасса.
И ведь не придерёшься — они сами говорят, что не хотели отделяться от Украины, и говорят не случайные люди, а те, кто с оружием в руках сражался против "хунты". Вот так даже герои Донбасса, не желая того, своими руками помогают РФ в обосновании неприсоединения Донбасса.
В фильме "Русская весна" звучит много красивых слов о том, что ополчение сражалось за идею и за правое дело. Но по итогам выходит картина странная и парадоксальная: украинские флаги отовсюду сбрасываются и заменяются на российские, люди идут на смерть с оружием в руках и флагами России, чтобы умереть за... Украину и её федерализацию. Именно так это выглядит на телеканале "Россия", и в это верят российские телезрители, слабо понимающие суть происходящего.
При этом мы понимаем, что это позиция российской государственной пропаганды, а не отображение реальных чаяний русских Донбасса (в фильме вообще нет речь о Русской весне во всей Новороссии — Одессе, Харькове, Николаеве и многих других городах, где восстание было жестоко подавлено). Представим себе, что Крым оказался бы в положении, в котором сейчас находятся ЛДНР. Сейчас бы в фильмах про Русскую весну показывали крымчан, которые бы рассказывали, что они на самом деле выступали за "нормальную" Украину и против "хунты". С другой стороны, если бы Донбасс воссоединился с Россией, телеканалы бы показывали ополченцев, рассказывающих, что они сражались за возвращение на Родину.
Игорь Стрелков сегодня написал, что автор фильма Рогаткин ему звонил с сообщением о том, что "если бы Вас не вырезали, то фильм вообще бы не показали" (Стрелков принимал участие в съёмках). Я уверен, что в съёмках участвовало ещё много людей, которые рассказывали о том, что восстали за возвращение в Россию. Но это, скорее всего, также было вырезано из фильма, иначе бы его не показали.
И это говорит о том, что, несмотря на отдельные плюсы (упоминание "Русской весны" и др.), в государственной, в том числе информационной, политике РФ в отношении Донбасса ничего не изменилось.