Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

МНЕНИЯ INFOX.RU

Руководитель направления по взаимодействию с органами власти Ассоциация в сфере экологии и защиты окружающей среды "РазДельный Сбор". Член Экологического совета при губернаторе Ленинградской области.

У мусоросжигательных заводов Подмосковья горят сроки

"РТ-инвест" так стремится начать строить свои генерирующие объекты до марта 2018 года, что “педалирует” общественные обсуждения ОВОС, нарушая все буквы закона.

А сам ОВОС демонстрирует нам три примитивные печки без широко обещанной  предварительной сортировки отходов,  и тщательно скрывает конечную судьбу токсичной золы. Вы не знаете, что такое ОВОС? Тогда вам сюда.

Все знают про принцип презумпции невиновности - пока не доказано, что ты виноват, ты - невиновен. В сфере охраны окружающей среды законодательство идет от обратного: в случаях планирования экологически значимых проектов инициатор той или иной хозяйственной деятельности должен доказать, что будущее предприятие не несет опасности окружающей среде и здоровью населения (презумпция экологической виновности).

Так как наше внимание приковано к проблеме отходов, то сразу обозначим, что все объекты обращения с отходами являются предметом государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). Для доказательства, что будущее предприятие, например, мусоросжигательный завод, не опаснее, чем  зайчик для волка, в рамках разработки проекта проводится оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности, сокращенно ОВОС. Вы наверное не раз слышали “вот когда будет ОВОС, тогда и поговорим, насколько безопасны наши технологии”. Перечень объектов ГЭЭ изложен в законе “Об экологической экспертизе” (ст.11 и 12) . 

Все телодвижения вокруг ОВОС регламентируются Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.

История эта может показаться скучной всем тем, кого не коснулась весть о строительстве рядом с его местом проживания мусоросжигательного завода. Как только люди узнают, что “счастье близко может быть”, они сразу начинают разбираться во всех этих законодательных тонкостях.

Итак, для россиян важным являются несколько моментов:

1.Техническое задание (ТЗ) на разработку ОВОС является неотъемлемой частью проекта ОВОС и должен пройти общественные обсуждения. Согласно законодательству, проект ТЗ на разработку ОВОС становится доступным для изучения гражданами, а о начале общественных обсуждений издаются Приказы местных органов власти и всех информируют через СМИ.

Доступность гражданам достигается вывешиванием материалов проекта ТЗ на информационных досках в местных Администрациях. Некоторые компании идут дальше и предлагают проект ТЗ в электронном виде. В Приказах местные администрации должны объяснить гражданам, в какой форме проводится обсуждение ТЗ, например в виде опросов или очном мероприятии по публичному обсуждению. Материалы проекта ТЗ “обсуждаются” не менее 30 дней. Через 30 дней “лавочка закрывается”, все замечания и предложения должны быть учтены либо отвергнуты, и проект ТЗ, как гусеница в бабочку, превращается в само ТЗ. И после этого проектировщики могут приступать к разработке непосредственно ОВОС.

2. Разработать ОВОС - история не одного дня. Конечно, определенные наработки уже будут сделаны. Собраны исходные данные, проведена ориентировка на местности, изучены все волки и зайчики обреченного на МСЗ района, подсчитаны безработные, которые могут получить работу на будущем предприятии и т.д. Затем вся собранная исходная информация должна быть обработана по различным утвержденным методикам для ответов на вопросы поставленные в ТЗ, сопоставлена с техническими сторонами проекта, сделан и обоснован вывод, что на данной территории необходимо и достаточно применение именно таких технологий, а другие никак не “катят”, доказано, что все выбросы и сбросы не повредят местной экосистеме…. В общем, даже с помощниками за три дня “телегу не починят”..... Профессионально разработать ОВОС займет около полугода по утверждению истинных профессионалов.

Для полноты картины расскажем еще о том, что материалы ОВОС также выкладываются на целый месяц в местных Администрациях и на просторах Интернет для изучения всеми желающими, после чего проводится очное мероприятие по публичным обсуждениям ОВОС, результатом которых является галочка “проведены” и пачка замечаний и предложений от заинтересованных лиц. По этим замечаниям также следует откорректировать ОВОС. Затем, собрав все необходимые документы, инициатор хозяйственной деятельности передает их на ГЭЭ. Тут для граждан есть еще одна возможность оказать влияние: в рамках проведения ГЭЭ возможно организовать проведение общественной экологической экспертизы, выводы которой также можно направлять в адрес ГЭЭ. И они должны быть учтены. Подробнее про ОВОС и общественные обсуждения можно узнать на сайте ресурса СТОПМСЗ.

А теперь переходим к практике.

26 сентября 2017 г. Администрация  Воскресенского района Московской области постановила 2 ноября 2017 года провести публичное обсуждение проекта ТЗ на разработку ОВОС будущего МСЗ.

Материалы проекта ТЗ были почти своевременно, а именно 3 октября, выложены на сайте Администрации. Однако в постановлении наблюдаются нарушения законодательства, связанные с ограничением круга лиц, которые могут принять участие в опросе. Администрация решила, что высказать свое мнение имеют право только постоянно проживающие в Воскресенском районе граждане. Это грубейшая ошибка.  Дело в том, как мы уже говорили, ТЗ является часть материалов ОВОС, а обсуждать ОВОС могут все граждане РФ.

Идем далее. Если исходить из закрепленного законодательством порядка проведения общественных обсуждений ОВОС, сами материалы ОВОС должны разрабатываться на основании утвержденного ТЗ, и чисто технически это занимает несколько месяцев. И по логике вещей, ждать ОВОС для Воскресенского МСЗ следовало бы не раньше весны.

Но “чудеса случаются” и в наши дни: 2 октября 2017 года Администрация Воскресенского муниципального района постановила провести общественные обсуждения ОВОС 10 ноября 2017 года. Это означает, что сами материалы ОВОС должны быть доступны не позднее, чем 10 октября.

Таким образом, материалы проекта ТЗ на разработку ОВОС для общественного обсуждения были выложены 4 октября, а сам ОВОС должен был появиться уже через 6 дней после этого. Даже начального образования достаточно, чтобы увидеть календарные несостыковки, а попросту нарушения в сроках и порядке проведения общественных слушаний. А уж о качестве самого ОВОС и говорить не приходится. Кстати, да!  Сами материалы ОВОС тоже были выложены

Но вот незадача! Когда активисты Воскресенского района пришли в Администрацию ознакомиться с бумажным оригиналом ОВОС, документ оказался “расчлененным” в прямом смысле слова: сотрудник администрации обнаружил опечатку, расшил документ и вставил другой лист. Активисты составили акт об этом вопиющем нарушении. Но как вставить лист в электронную версию ОВОС? И будет ли это сделано?

Приглашаем всех профессионалов, неравнодушных к теме строительства в Подмосковье мусоросжигательных заводов, провести экспертизу сего опуса и подать свои замечания и предложения разработчику, а копию - в Ассоциацию “РазДельный Сбор” на мое имя rsbor.ru@gmail.com.

Для тех, кто не считает себя знатоком документации в стиле ОВОС, можем сообщить, что:

●Материалы ОВОС подписаны разработчиками октябрем 2017 года, т.е. не просто разработаны не на основе обсуждаемого проекта ТЗ, но и вообще без ТЗ;

●Проект будущих МСЗ не предполагает никакой предварительной сортировки смешанных ТКО. Это означает, что несмотря на дружные уверения мальчиков и девочек из “Энергии из отходов”, в печку будет попадать все подряд - и нужное, и вредное.

●Проект ОВОС не отражает дальнейшей судьбы токсичной золы, образующейся при сжигании отходов.  И поскольку предварительная сортировка ТКО отсутствует, класс опасности золы составит не обещанный третий, а и вовсе взлетит до первого, а сама зола может найти пристанище  в ближайшей канаве.

Пусть скажут, что я вас обманываю. И тогда я отвечу, что у нас презумпция экологической опасности!

Полная версия