МНЕНИЯ INFOX.RU
Зачем и как на самом деле погибли солдаты "Вагнера"
Хочу изложить свой взгляд на причины произошедшей 7 февраля под Дейз-эз-Зором трагедии, в результате которой погибли сотни российских граждан.
Официальная российская версия такова - в результате самовольных действий наемников ЧВК "Вагнер" по захвату нефтеперегонного завода по ним был нанесен удар авиацией США, в результате которого погибли пять человек из состава "Вагнера" и десятки получили ранения. Российских военнослужащих среди нет.
В результате Интернет бурлит - оказывается заказчиком захвата нефтеперегонного завода является олигарх Пригожин, который и содержит ЧВК "Вагнер". Общественное мнение клеймит позором наемников из "Вагнера", которые за деньги пошли "отжимать" нефтеперегонный завод для него. Звучат призывы, что так им и надо, как говорится - собаке собачья смерть, тем более наемникам. И соответственно многие убеждены, что российские власти никакого отношения к этому не имеют, а более того проявили гуманность и вывезли раненых наемников для лечения в российские военные госпитали.
Но так ли это?
Напомню, город Дейз-эз-Зор в 2014 году был захвачен ИГИЛ и стал экономическим и политическим центром исламского государства. В ходе наступления на ИГИЛ при поддержке российских ВКС и бойцов «Вагнера» сирийская армия в августе - сентябре 2017 вела в этом районе ожесточенные бои с их боевиками. В конечном итоге она освободила Дейз-эз-Зор и вышла к Ефрату. В этом успехе огромную роль сыграли бойцы "Вагнера", которые считались главной ударной силой проасадовских сил. На другом восточном берегу Ефрата на отряды ИГИЛ вела наступление арабо-курдская коалиция «Сирийские демократические силы» (SDF), которая стремилась взять под свой контроль как можно большую территории с богатыми месторождениями нефти. Шла своеобразная гонка между сирийской армией и SDF, кто первый возьмет под свой контроль прилегающие территории. Следует отметить, что при этом SDF пользовалась поддержкой и помощью международной коалиции во главе с США.
При этом между Россией и США существовали негласные договоренности, что в районе Дейз-эз-Зора границей разграничения их зон влияния будет река Ефрат. Территория на правом (западном) берегу будет находиться под контролем РФ, а на территория на левом (восточном) берегу США. Но после освобождения Дейз-эз-Зора и выхода на западный берег Ефрата сирийское руководство при поддержке Кремля приняло решение о захвате плацдармов на «американском» берегу и начале наступления на нефтяные поля, расположенные в этом районе. Это объясняется тем, что на территории, контролируемой Асадом, нефтяных месторождений практически нет, поставки из-за рубежа крайне малы, в результате чего сирийская армия испытывает большой дефицит в нефтепродуктах и топливе для армии. Кроме того, в случае завершения гражданской войны Асаду потребуются сотни миллиардов долларов для восстановления страны, которых ему ни Россия, ни Иран предоставить не могут. Именно поэтому захват нефтяных месторождений для Асада является вопросом жизни и смерти.
И Кремль поддержал Асада.
Минобороны РФ срочно перебазировало в Сирию на крупнейших в мире военно-транспортных самолетах Ан-124 «Руслан» понтонно-переправочные подразделения российской армии вместе с понтонным парком ПП-2005М и они были доставлены в Дейз-эз-Зор. Операцией по форсированию Ефрата командовал старший группы российских военных советников генерал-лейтенант В.Асапов, который лично участвовал в спуске понтонов на воду и наведении переправы.
Уже 13 сентября понтонный мост связал оба берега Ефрата и по нему на восточный берег пошли отряды сирийских правительственных войск, бойцы «Вагнера» и спецназ Сил специальных операций РФ. Они достаточно быстро выбили боевиков ИГИЛ из ряда деревень на восточном берегу и успешно развивали наступление в восточном направлении, расширяя захваченный плацдарм. Общее командование наступательной операцией осуществлял генерал-лейтенант В. Асапов. 24 сентября он был убит прямым попаданием высокоточной минометной мины в блиндаж, где он находился. По неофициальным данным это была американская высокоточная управляемая мина XM395, которая у боевиков отсутствует и состоит на вооружении исключительно американской армии.
Плацдарм на восточном берегу быстро расширялся и США неоднократно заявляли российской стороне протесты по этому поводу. Наш ответ был типичным – «ихтамнет», это все дело рук вышедших из-под контроля сирийских формирований
Между тем на плацдарме продолжали накапливаться силы для дальнейшего продвижения вперед и расширения территории, контролируемой сирийским правительством. При этом главной ударной силой считались бойцы «Вагнера» и спецназ Сил специальных операций РФ. По планам они должны были составлять около 70 процентов ударной группировки, сирийцы 30%.. Общая численность ударной группировки должна была составить от 500 до 800 человек. Американцы были прекрасно осведомлены о планах наступления и подготовили ряд контрмер, в том числе и радикальных, которые предусматривали полную ликвидацию сирийского плацдарма на левом берегу Ефрата с уничтожением максимального количества личного состава.
С этой целью был организован сброс воды через открытые шлюзы на плотине гидроэлектростанции Эт-Табка, находящейся выше по течению. В результате по Ефрату прошел с большой скоростью вал воды высотой несколько метров, который снес понтонную переправу и тем самым отрезал войска на плацдарме от основных сил.
Невзирая на это, вечером 7 февраля группировка пошла в наступление. Американцы еще несколько раз обращались в штаб нашей группировки в Хмеймиме, но получали стандартный ответ «ихтамнет». В конечном итоге они нанесли мощный авиационный удар и разносили нашу колонну в пустыне, где невозможно укрыться от бомб, ракет и снарядов, в течении четырех часов. И они ее уничтожили.
13 февраля состоялась пресс-конференция главы Центрального командования ВВС США генерал-лейтенант Джеффри Харригана. Он подчеркнул, что США знали о подготовке наступления и связывались с представителями российского командования, чтобы предупредить их и убедиться, что российских сил в этом районе нет.
“На земле наши авианаводчики более трех часов корректировали удары авиации и артиллерии“, - заявил Харриган и отметил, что в этой операции американцы задействовали истребители-бомбардировщики F-15E, ударные беспилотники MQ-9 Reaper, “летающую артиллерию“ AC-130, вертолеты Apache и стратегические бомбардировщики B-52. По словам Харригана они успешно уничтожили живую силу и бронетехнику противника. По данным Пентагона, противник задействовал примерно батальон (по американским стандартам батальон располагает до 70 БТР и 880 человек личного состава). По словам Харригана этот батальон был уничтожен. “Когда враждебные силы повернули на запад и отступили, мы прекратили огонь“, — сообщил генерал и еще подчеркнул, что российскую сторону предупреждали о наращивании в этом районе группировки неких сил, враждебных коалиции.
После разгрома нашей колонны американцы вместе с курдами «занялись» плацдармом на левом берегу и заставили проасадовские силы его покинуть.
А теперь относительно «повара Путина» г-на Пригожина.
Если кто-то думает, что этот господин в состоянии организовать стратегическое наступление проасадовских сил на левобережье Ефрата без команды Кремля, то он глубоко ошибается.
Если кто думает, что г-н Пригожин может обеспечить для этого переброску с территории России в Сирию понтонно-переправочных подразделений российской армии на военно-транспортных самолетах Ан-124 «Руслан», то он глубоко ошибается.
Если кто-то думает, что г-н Пригожин может командовать спецназом Сил специальных операций РФ, то он глубоко ошибается.
И это подтверждает публикация «Вашингтон Пост» от 22 февраля, которая на основании перехватов американских спецслужб разговоров Пригожина по телефону утверждает, что бизнесмен, которого связывают с координацией в Сирии действий «ЧВК Вагнера», находился в тесном контакте с Кремлем и сирийскими чиновниками за несколько дней и недель до и после этого боя.
24 января Пригожин сообщил некоему высокопоставленному сирийскому чиновнику, что он «получил разрешение» от неназванного российского министра (фамилия министра в публикации опущена) продвинуться вперед с «быстрой и мощной» инициативой в начале февраля, и он ожидает согласия от сирийского правительства.
В сообщении 30 января Пригожин говорит, что у него есть «хороший сюрприз» для президента Сирии Башара Асада, который «ожидает его с 6 по 9 февраля».
Одновременно отчеты американской разведки фиксируют увеличение в этот период времени частоты переговоров Пригожина с чиновниками из администрации президента РФ, в том числе с руководителем администрации Антоном Вайно и его заместителем Владимиром Островенко. Разговоры продолжались до 5 февраля и возобновились сразу после атаки в Дейр-эз-Зоре.
Поэтому без команды Кремля «повар Путина» и шагу ступить не может.