МНЕНИЯ INFOX.RU
Антидоллар 1 Есть ли жизнь без доллара?
После развала СССР все попытки России уйти от долларовой зависимости оказались, увы, тщетными. В серии публикаций под общим заголовком «Антидоллар» будем пытаться разобраться, почему
Жить без доллара – это жить в полной изоляции, как Северная Корея, или за железным занавесом, как СССР. Сразу после гайдаровских реформ это считалось чуть ли не аксиомой. Но так ли это на самом деле? Ведь сразу после дефолта, который случился в августе 1998-го, казалось, что экономику можно вытащить из ямы, вовсе не оборачиваясь ни на доллар, ни на сумму золото-валютных резервов.
Одним из эффективнейших средств, помогавших тогда подниматься с колен российской промышленности и сельскому хозяйству, стал предельно жёсткий валютный контроль. Да, страна продолжала зарабатывать валюту за счёт продажи нефти и газа, но внутренний оборот был исключительно рублёвым. К сожалению, сегодня этот опыт работы правительства Примакова-Маслюкова вспоминают всё реже. И не в последнюю очередь потому, что почти весь потенциал роста, накопленный всего за несколько месяцев работы того кабинета министров, сегодня практически проеден.
Десятилетиями после Бреттон-Вуддса все страны, привыкшие числить себя «цивилизованными», в надеждах на финансовую и экономическую стабильность делали ставку на доллар. Как-то взбрыкнула Британия с непотопляемым фунтом, но его тут же обрушили Джордж Сорос и Ко. Иран за один только намёк на отказ от долларовых расчётов по нефти тут же загнали под санкции.
Про соцлагерь промолчим, ведь не самый «цивилизованный» Советский Союз просто развалили. А потом «в лёгкую» подсадили на доллар и Россию, и все бывшие союзные республики. Только Шарль де Голль однажды набрался смелости потребовать с Вашингтона за «зелёные» своё золото. Ему позволили что-то вроде финансовой независимости, но,.., как выяснилось впоследствии, в обмен на полную политическую несамостоятельность всех преемников последнего «великого француза». Стоит ли удивляться, что позже и глобальный проект «евро» только лишь одарил мир ещё одним "долларовым" филиалом на старом континенте.
И сегодня даже Китай с его юанем может противопоставить всесилию американской валюты только весьма ограниченные игры с курсом. Но не надо думать, что взаимозависимость двух крупнейших экономик мира тоже укрепляет позиции доллара. Это не совсем так, точнее совсем не так. На Вашингтон никто не давил, когда он пошёл в откат по санкциям в адрес Ирана. И дело тут не только в том, что надо было что-то противопоставить «ставшей не в меру активной» России.
Не так давно, в дни обострения «Крымского кризиса», а затем и войны в Донбассе, в США всерьёз подумывали «изолировать» Россию от доллара. Вот был бы славный повод сказать американскому федеральному резерву «Спасибо!» Хотя реальных оснований для эйфории тогда, увы, не было. Но… не сошлось что-то у Федрезерва. То ли смежники подвели, то ли Тель-Авив и Эр-Рияд в унисон заголосили: «Не-е-ет!»
И всё же - пусть почти половину своих экспортных доходов Россия получает в евро и долларах, но уйти от доллара на самом деле не так сложно. А главное не так страшно, как нас пугают либерал-экономисты. Ну хотя бы во всех остальных расчётах, кроме экспортно-импортных.
Зачем иначе тогда вообще нам нужна пресловутая интеграция? В ЕАЭС, в Союзном государстве, в БРИКС, наконец? Чтобы подкрепить политические амбиции? Как-то не верится. А вот постоять за экономическую независимость, пусть частичную, это – да! Круто! А ещё круче - за безопасность. Собственную, национальную. А заодно и за безопасность ближайшего окружения, где далеко не все настроены сразу и с потрохами превратиться в вассалов США и НАТО.
Кстати, Россия, как и Казахстан, где президент уже с трибуны ООН готов был не раз послать «зелёный» ко всем чертям, отнюдь не одинока в желании уйти от доллара. Жаль, что Назарбаев, похоже, только попугал, но кое-чего он добился. Нынешний флирт Вашингтона с Астаной, не слишком распиаренный – не что иное, как попытка если не оторвать от России «предпоследнего» союзника, то уж по крайней мере, смягчить последствия от запуска Евразийского альянса. Пусть он и буксует чуть ли не на каждом шагу.
Тем временем, и в БРИКС идут вялые, но перманентные консультации по поводу отказа от расчётов в долларах. И это давно ни для кого не секрет. Соседняя со Штатами Канада почему-то предпочитает не американский, а свой «канадский» доллар. Мало кто может объяснить, почему бы это. И мы не возьмёмся, хотя намёк северного соседа на то, что частная лавочка ФРС ему не указ сам по себе уж слишком прозрачен.
Даже лояльные к США арабские шейхи и не менее лояльный ближневосточный союзник Израиль, не просто так готовы визжать «Не-е-ет!» за Россию. При всём пристрастии населения к «зелёным» бумажкам там помнят, что никак не могут влиять на них, и крепко держатся за свои динары и шекели. Страны ОПЕК так и вовсе подписали соглашение, по которому с 2018 года они должны были отказаться от расчётов за нефть исключительно в долларах США. Каких усилий, и какой войны стоило Вашингтону то, чтобы предотвратить этот шаг ОПЕК, объяснять вряд ли стоит.
И, наконец, последнее - пресловутая электронная альтернатива доллару – биткойн тоже появилась не где-нибудь, а внутри самих США. Мировые СМИ, прежде чем взяться за криптовалюты, бомбили нас информацией о том, что развивающиеся страны медленно, но верно снижают долларовую составляющую в своих резервах. И чем же заменяется американская валюта? Не биткойнами, конечно, а золотом, юанями или иными валютами, у которых, в отличие от американской, есть хоть какое-то реальное обеспечение. Всё-таки, даже юань - почти «родной брат» доллара - суррогатен лишь отчасти. Помните, за ним - вся мощь китайской индустрии. И контролируется он не «частными предпринимателями» из ФРС, как доллар, а Народным банком Китая.
Подводя промежуточный итог, посмотрим с такого ракурса на рубль. Он, конечно, не юань, и обеспечен не продукцией заводов и фабрик Поднебесной, а российскими нефтью, газом и немного сталью и зерном. И избавить рубль от суррогатной сути, мы можем только сами. Как это уже смогли сделать в Пекине, при всей «де-факто привязке» юаня к доллару. Судя по тому, как аккуратно, даже скрупулёзно из Пекина девальвируют юань, в Поднебесной последователей милорда Кейнса, призывавшего стимулировать эффективный спрос, намного больше, чем в России. И, кажется, не меньше, чем в Штатах.
Но избавлять рубль от суррогатности мы будем не сразу, причём скорее всего, уже не нынешними исполнителями. Это может просто оказаться себе дороже. Начинать придётся, разумеется, с финансового сектора, который слишком долгое время был занят, ничем иным, как банковским террором. Когда уже с высоких трибун прозвучали заявления о том, что малому и среднему бизнесу на снижение ставок рассчитывать не стоит, пришло время и «власть применить».
Оперативный перевод целой когорты банков из частного сектора в государственный пока рано расценивать как первый шаг в нужном направлении, но всё же… И упаси нас господь призывать к тому, чтобы диктовать из Кремля банковские ставки. Однако, иным путём, кроме того, чтобы сделать рубль привлекательным, подсадить реальный сектор на родную валюту вряд ли удастся.