Москва
14 ноября ‘24
Четверг

МНЕНИЯ INFOX.RU

Ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН имени Примакова

Йемен – новая война на Юге.

Не прошло и двух месяцев с того дня, когда был убит экс-президент Йемена Али Абдаллах Салех, как новая волна обострения ситуации пришла с Юга страны, из ее столицы Адена, где с 28 января начались столкновения между полицией и армейскими частями, обеспечивающими охрану правительственных объектов, и военными формированиями так называемого Пояса безопасности, которые подчиняются Переходному совету Юга Йемена во главе с экс-губернатором Адена Айдрусом аз-Зубейди.

В СМИ сообщалось, что Четвертая дивизия, обеспечивающая охрану Президентского дворца, уже перешла под контроль военных формирований Переходного совета, а в центре Адена тысячи сторонников Айдруса празднуют победу.

История этого конфликта восходит к апрелю прошлого года, когда президент Хади заменил правительство Халеда Баххаха на более  лояльное Королевству Саудовская Аравия (КСА) правительство Ахмеда бин Дагра. Тогда же был смещен со своих постов целый ряд губернаторов южнойеменских провинций, включая губернатора Адена Айдруса аз-Зубейди, который объединил 26  представителей различных регионов Юга Йемена и объявил 11 мая 2017 года о создании Переходного совета Юга Йемена. Многотысячные демонстрации в Адене и некоторых других городах приветствовали создание нового политического движения на Юге страны.  Причинами создания Переходного совета авторы заявления называли неспособность действующего президента обеспечить безопасность в регионе, решить проблемы социально-экономического развития, обеспечить население продовольствием и минимальным медицинским обслуживанием. То, что Йемен находится на грани экономического хаоса, стало понятно еще в конце 2016 года, когда развалилась единая банковская система, полностью остановилась добыча нефти в южных провинциях, система здравоохранения и образования перестали нормально работать. Более 22 миллионов йеменцев, а это 80% населения, в настоящий момент нуждаются в самой неотложной помощи.  Последними каплями разочарования стали сообщения о том, что в Йемене началась эпидемия холеры, и более миллиона человек могут быть носителями вируса этой болезни.

Война с хуситскими повстанцами, которые господствуют на Севере Йемена, приняла затяжной характер, а сам президент Хади несмотря на то, что объявил Аден «временной столицей» Йемена, выбрал для себя в качестве постоянной резиденции тихую и безопасную столицу КСА Эр-Рияд. Претензий к президенту и у северян, и у южан накопилось очень много.  

Что стоит за последними событиями

Действительные причины обострения ситуации в Адене кроются во внутриполитических и внешнеполитических интересах различных сил, которые пытаются получить контроль над этой страной. С момента формирования Переходного совета расклад сил в Йемене сильно изменился. Полный крах потерпели попытки представителя ООН Ибрахима Ульд аш-Шейха найти политический выход из гражданской войны между Севером и Югом путем создания «правительства национального единства». С марта 2015 года, когда КСА начала военные действия против хуситов и возглавила арабскую коалицию, позиция президента Йемена Хади на переговорах стала непримиримой по отношению к хуситам, и никаких вариантов, кроме своего единоличного возвращения к власти, он не рассматривал. В этом его до определенного момента  поддерживали саудиты, которые не столько борются с йеменскими хуситами, сколько препятствуют усилению влияния Ирана на Аравийском полуострове. Однако ни авиаудары по Сане и другим северойеменским городам, ни наступление в попытке продвинуться на Север совместными усилиями йеменской правительственной армии и саудовских подразделений, не дает желаемого для саудитов результата.     

В условиях, когда КСА почти три года безуспешно пытается установить контроль над Йеменом, сохранив его целостность, некоторые другие аравийские монархии, в частности, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), пытаются разыграть собственную военно-политическую карту, чтобы получить контроль над Югом Йемена, богатым нефтью и газом, которого так не хватает самим эмиратцам.  Отдельные круги правящей семьи в ОАЭ сделали ставку именно на Переходный совет в качестве будущего правящего органа Юга страны, предполагая, что федерализация объединившегося в 1990 г. Йемена становится неизбежной.

Что дальше?

Совершенно очевидно, что федерализация Йемена приведет к падению президента Хади, который совершенно не контролирует ситуацию в стране, а является марионеткой в руках саудовских военных властей, которыми управляет наследный принц  Мухаммад бин Салман. Однако Саудовская Аравия заняла очень сдержанную позицию в отношении последних событий в Адене, приказав йеменским правительственным подразделениям и своим силами, находящимся в районе Адена, придерживаться соглашения о прекращении огня, которое было достигнуто между противоборствующими сторонами. Создается впечатление, что президент Хади перестал быть перспективной фигурой в будущем раскладе сил в Йемене. Очевидно, что между КСА и ОАЭ имеются иные договоренности относительно будущего Юга Йемена. В частности, один из экс-генералов саудовской армии Анвар Ашки предсказал сценарий федерализации Йемена, в котором будут два самостоятельных правительства для Севера и Юга при сохранении центрального руководящего органа. Но если эмиратцы в случае победы Переходного совета получат южные провинции и смогут создать подконтрольное им правительство на Юге, то саудитам еще необходимо только завоевать Север, и неизвестно, захотят ли гордые горные племена плясать  под саудовскую дудку.  В любом случае, разделение Йемена  - вполне возможный вариант развития событий в этой стране.    

Кто выиграет от разделения Йемена?

В экономическом плане отделение Юга даст возможность ОАЭ еще больше укрепить свою роль в качестве главного глобального транзитера на Ближнем Востоке не только через свои собственные порты в Дубае, Шардже и Абу Даби, но и установив контроль над новой свободной экономической зоной порта Аден, бывшего во времена британского господства в конце ХIХ- начале ХХ вв. главной торговой артерией для всего Аравийского полуострова. Важным экономическим интересом для эмиратцев являются месторождения нефти и газа в провинциях Шабва и Хадрамаут.

В политическом отношении отделение Юга Йемена и его тесное сотрудничество с ОАЭ позволит последним расширить зону безопасности в борьбе против международного терроризма и религиозного экстремизма и повысить свою значимость в глазах западных партнеров. Это особенно актуально для эмиратцев в условиях межарабского кризиса между КСА и Катаром, который приведет к ослаблению международного имиджа этих обоих государств.

 

Полная версия