Москва
23 ноября ‘24
Суббота

МНЕНИЯ INFOX.RU

Журналист-экономист, аналитик, автор ряда расследований

Почему нам необходимо остановить застройку Москвы и области

Каждый новый метр жилья в столице – удар в спину стране.

Современную российскую экономику трудно назвать многоукладной: основной вклад в ВВП дают всего несколько отраслей. Одна из них – строительство. Это могло бы показаться удивительным, учитывая все еще сохраняющуюся естественную убыль населения в стране, но расклад по регионам проясняет картину. Основные стройки у нас – это, во-первых, федеральные проекты, по которым работают «всем миром» (Крымский мост, олимпийские объекты в Сочи, футбольные стадионы к ЧМ), а во-вторых, тотальная, ковровая застройка Москвы и области.

Хотели как лучше

Еще несколько лет назад ситуацию можно было как-то отыграть. Давайте вспомним, как красиво все начиналось. «Новую Москву» присоединяли к «старой» в комплекте с несколькими миллионами порций лапши на уши благодарных читателей: дескать, надо вывести государственные учреждения из перегруженной Москвы, и чтобы не изменять Конституцию, нужно расширить город. Прямо до Калужской области.

Госучреждения не вывели, Новую Москву стали активно застраивать, а потом вернулись и в старую. Проект, который обещал стать спасительным для крупнейшей агломерации Европы, обернулся своей противоположностью.

А потом наступила реновация. Представители московских властей утверждают, что лишь 10% квадратных метров, построенных в процессе реновации, пойдут на продажу. Даже это весьма серьезный объем, ведь только под первый этап проекта попало более 5000 домов, примерно 350 тысяч квартир, 16 миллионов квадратных метров. Еще 1,6 миллиона метров в 35 тысячах квартир – это порядка ста тысяч новых жителей Москвы.

Между тем есть серьезные подозрения о том, что в реальности на рынке окажется существенно больше жилья. Десятью процентами никак не оправдать столь серьезную программу, тем более что незадолго до объявления о реновации были, скажем так, либерализованы градостроительные нормы – застройщики получили возможность строить здания ближе друг к другу.

Недвижимая ценность

Но суть совсем не в реновации – процесс застройки Москвы с областью и ускоренного заселения их приезжими был очевиден еще при Юрии Лужкове и его чрезмерно одаренной супруге. Уже тогда был очевиден главный плюс московской недвижимости – высокая стоимость жилья из-за высокого спроса. В России, к сожалению, не так много активов, в которые можно инвестировать заработанные средства. Привлекательным выглядит нефтегазовый сектор, но там все давно поделено между своими людьми, остальным – бессмысленные бумажки типа акций ПАО «Газпром». Драгоценные металлы и ювелирные изделия – неплохое вложение, но на знатока. А квартира – вот она, вполне ощутимое вложение для средней успешности гражданина, способного накопить хотя бы на первоначальный взнос по ипотеке.

Начало «холодной войны» с Западом (давайте будем называть вещи своими именами) в 2014 году привело к обрушению практически всех инвестиций, в том числе и в жилье. Рублевые цены до сих пор не достигли предкризисного уровня, что уж говорить о валютных. Но более-менее успешные люди в России все равно остались, какие-то деньги у них есть, а новых инструментов для инвестирования не появилось. И хотя эпоха сверхприбылей для застройщиков ушла в прошлое, сфера осталась привлекательной для многих. Во многом этому способствует система договоров долевого участия: выяснилось, что осуществлять полный цикл строительства совсем не обязательно, можно собрать деньги и вежливо раствориться в пространстве.

Но и вполне добросовестные строители, безусловно, считают рынок Москвы и Подмосковья самым привлекательным в России. Отсюда очень редко добровольно уходят, как это сделал самоликвидировавшийся «Мортон» – обычно выносят вперед ногами, как Су-155 и «Урбан». Причем реальные уголовные дела, как против Сергея Полонского, огромная редкость. Свободная страна: получил участок, строй себе на здоровье, а когда надоест – убегай с деньгами, как владелец «Урбана» Александр Долгин. Лишь бы работали нужные связи.

Кто на очереди? Срывающий сроки МИЦ Александра Рябинского? «Группа ПСН», владелец которой Дмитрий Ананьев уже по ту сторону фронта холодной войны? А может быть, лидер московской застройки, ПИК Сергея Гордеева? Или Роман Тимохин и Виктор Лабуздко, владеющие MR Group? Как дела у «Абсолюта» Александра Светакова?

И строят, и покупают, и едут в Москву со всех концов России (разве что у питерских собственная гордость) и из ближнего, но далеко не самого цивилизованного зарубежья. Москва формально растянулась аж до Калужской области, но и фактически вдоль железных и старых автомобильных трасс до ближайших областных центров – практически сплошная застройка.

Из России – в Москву

Кто все эти люди, покупающие тут жилье? Оставим в стороне иностранцев, которые хоть как-то компенсируют нам естественную убыль. Россияне, становящиеся «новыми москвичами» со скоростью несколько сот тысяч душ в год, – это элита российской провинции, самые талантливые, энергичные, умные люди, на которых испокон веков держалась страна. Именно такие люди основывали сибирские города, строили заводы, прорубались через тайгу к Тихому океану. Теперь они возвращаются в Москву, оставляя после себя выжженную землю.

Сибирский федеральный округ потерял 5% населения за 15 последних лет. Приволжский – тоже 5%. Дальневосточный округ – 9%. Уральский и Северо-Западный остались «при своих».

Южный, Северо-Кавказский и упраздненный Крымский округа меняли свои границы, что отражается на статистике, но в них, безусловно, наблюдался рост населения, в основном за счет высокой рождаемости в национальных республиках, простимулированной также введением программы материнского капитала.

Центральный федеральный округ прибавил 4%, но убыль населения зарегистрирована во всех его регионах, кроме Москвы и Московской области. Москва прибавила 12% (при этом роль «Новой Москвы» невелика), Московская область – 7%, несмотря, опять же, на утрату части территорий.

И все эти процессы в наше время только ускоряются.

Это не тенденция, это катастрофа. Россия оголяет границы, уступая их культурно и этнически чуждым народам – пока что неофициально, явочным порядком, но в какой-то момент это обернется отторжением территорий. Москва и область поднимают качество населения (хотя старожилы, возможно, придерживаются иного мнения), в «остальной России», простите за суровую правду, оно при этом должно снижаться.

А мы все строим и строим в Москве.

* * *

Вы думаете, в «зловещие советские времена» люди не рвались в Москву? Еще как! Но помимо планового распределения жилья перед ними стоял вопрос прописки. Жестоко, несправедливо и вообще крепостное право, но именно это позволяло развивать всю страну, а не только одно крохотное пятнышко на карте.

Сейчас ситуация зашла так далеко, что можно сформулировать жестко: избыточное жилое строительство в Москве – преступление против России.

Чем хуже живет «остальная Россия», тем быстрее жиреют московские застройщики.

Да, заменять ветхое жилье новым нужно, но много ли вы видели ветхого внутри МКАД и в радиусе 50 километров вокруг Москвы? Все, что можно было выдать за аварийное, давно снесли, и сейчас называют таковым просто удобно расположенные кварталы (сейчас, скажем, под ударом Кунцево, для которого придумали даже не реновацию, а «реконструкцию»).

В погоне за деньгами застройщики и столичные власти забыли о геополитических интересах страны. Уговаривать московскую мэрию бесполезно поступиться прибылями бесполезно – стратегические вопросы должны решаться в Кремле.

Но, к сожалению, в московском девелопменте задействованы интересы слишком крупных чиновников.

Полная версия