МНЕНИЯ INFOX.RU
Чиновники в России: сокращать или реформировать?
Минфин решил, что в нашей стране развелось слишком много чиновников.
Этим министерство сравнялась с классиками русской литературы — Пушкиным, Гоголем, Салтыковым-Щедриным, Чеховым, Булгаковым... Правда, наши великие литераторы, помимо того, что констатировали раздутую и неповоротливую бюрократическую машину, писали о том, как Россия страдает от чиновничества вороватого, коррупционного, алчного, работающего исключительно на себя, а не для простого человека.
А еще наш Минфин очень похож на героев мексиканских сериалов, страдающих амнезией. За последние 10 лет, напомню ведомству, — это уже третья волна сокращения людей во власти под предлогом увеличения заработной платы и улучшения качества оказания услуг. Однако какие-то кардинальные перемены кто-то заметил? Я — нет. Закон диалектики никак не срабатывает — количество в качество служению народу никак переходить не собирается: все так же далеки чиновники от этого самого народа, по всем показателям.
Средняя зарплата в федеральных органах власти, согласно статистике, в 2018 году составила 126,6 тыс. рублей. А с 1 октября оклад сотрудников МИД, диппредставительств, консульских учреждений и гражданских служащих в соответствии с их чинами в России повысится еще на 4,3 процента.
И это при среднестатистической по стране чуть более 43 тысяч рублей, при реальной у большинства россиян — не выше 25 тысяч. Утешить обывателей может лишь то, что в минувшем году у них выросла в два раза больше, чем у их слуг — 10 против 5. Правда, слабенькое какое-то утешение для тех, кто идет в магазин, прикидывая в уме, на что хватит денег в кошельке. Таких людей в стране все больше.
А чиновники в нашей стране — всегда были особой кастой неприкасаемых. Разве что за исключением неподелившихся, либо зарвавшихся, либо честных. Последних система выпихивает в первую очередь. Первые — могут и срок получить, если уж сильно наглеют. А остальные живут по принципу: с госслужбы (читай — любого органа власти) — только вперед ногами либо с запасами на несколько поколений вперед, да еще и с кучей родственников на теплых должностях.
И если кто-то считает, что все это — пережитки прошлого, то вот совсем свежий пример. В аэропорту при попытке покинуть страну задержан бывший глава Клинского района Александр Постригань. Орудовал он не где-то далеко за Уралом, а прямо под носом Кремля, в ближнем Подмосковье. За 22 года служения народу он перемалывал под себя все, как добротный комбайн. Список описи имущества занял 150 страниц: машины, дома в России и за рубежом, квартиры, земельные участки, гостиницы, даже детские сады и поликлиники. Так широко воровать менее чем в 100 км от Красной площади — это надо иметь или очень надёжную крышу или беспредельную наглость.
Знал ли Александр Николаевич точно размер своей заработной платы? А самое неприятное, что таких постриганей и шестуновых по стране — сотни.И в противовес им — клерки низшего звена, непосредственно работающие с населением, у которых зарплата — 15 тысяч рублей. Вот где настоящая пропасть между бюрократами, проедающими бюджет страны и чиновниками, работающими «на земле», катастрофический разрыв в доходах. Даже внутри чиновничьего аппарата — пропасть, и нетрудно догадаться, по кому ударят грядущие изменения, если они случатся.
Но сильные сомнения меня берут, когда я слышу о планах на 2020 год о сокращении 10% госслужащих в центральных аппаратах и 5% — в территориальных органах министерств, а в 2021 году — аж до 15%. Причем сомнения эти не касаются процентов — а опять же того самого пресловутого качества «секвестирования» чиновников. Цифрами у нас умеют манипулировать виртуозно. Например, в ведомствах делают этакий запас прочности — вводят в штатное расписание лишние ставки специалистов, а затем их «мужественно» сокращают. Ведь если посмотреть на статистику Росстата, то можно заметить, что во всех федеральных органах власти, за исключением СК с их 100-процентной занятостью, зафиксирован недобор — до 30% штата! И это при нашем-то экономическом кризисе? Право, смешно.Есть еще варианты остаться при своих: «сокращаемых» временно переводят на другие должности, не государственные, или сокращают технический штат. А кто в министерстве будет вчитываться в списки и выяснять, какой статус у уволенного? Это же вам не подписи неугодных кандидатов на выборы.
Совершенно несостоятельными выглядит связка сокращение — повышение заработной платы как стимула отказа от взяток, откатов и других коррупционных схем. «Воруют!» — кто и когда сказал, до сих пор точно неизвестно, но мысль актуальности не теряет. Коррупционная составляющая как менталитет российского чиновника, как свойство всей порочной государственной системы, позволяет практически безнаказанно жить за счет наших хороших дорог, качественного ЖКХ, безопасности в ТЦ, эффективного здравоохранения, доступного образования. Уж сколько чиновника ни корми...
Кстати, пока мы сейчас все это обсуждаем, в кабмине сокращения пока не подтверждают. Зато зарплаты чиновникам повысят точно — это уже подтверждено. И тут уже вспоминается другая классика, современная: «В следующем году наши граждане будут жить еще лучше! Список граждан прилагается».
А рецепт исправления прост. Надо менять систему, а не «двигать кровати». Это напомнит чиновникам о том, что они вообще-то — всего лишь инструмент нашего с вами благополучия. И зарплату им платим мы, налогоплательщики.