МНЕНИЯ INFOX.RU
Зачем России электронные выборы?
Явка — самый главный показатель для современных выборов в России. Если она высокая, значит, победа легитимна, если низкая, нужно придумывать различные уловки и оправдания, почему небольшая группа людей определяет будущее региона или страны.
Неожиданного результата при высокой явке власть не боится: действительно сильных альтернативных кандидатов просто мало, и повторение результатов выборов в Хабаровском крае или Владимирской области, где победили «технические кандидаты», вряд ли возможно.
Поэтому, если люди не идут на выборы, тогда выборы идут к людям. В электронном виде — по-другому сейчас никак. Все привыкли водить по экранам смартфонов и прочих гаджетов, а теперь будем тыкать пальцем или мышкой на фамилию кандидата. И народ в целом не против такого подхода: согласно опросу ВЦИОМ, 49% россиян выступают за проведение электронных выборов, а 46% — против.
Сторонников прогресса всё-таки больше. Да, пропадает дух праздника, музыка, шарики вкусная еда на избирательных участках будут не актуальны. Нажимая кнопку голосования дома, уже не попробуешь забытый вкус школьных пирожков, не встретишь знакомых учителей, не получишь значок «Голосую впервые». Но лень все-таки берет верх над всеми этими традиционными радостями.
Мы развиваем цифровые технологии (все же помнят, что у нас взят курс на цифровизацию страны?), помогаем IT-отрасли, расширяем список активных избирателей — помогаем новым кандидатам, повышаем явку с унылых 15-25%, столь типичных для выборов муниципального масштаба, до 60% и выше (эксперты называют такую цифру). Тем самым, поднимаем легитимность избранной власти. Теперь есть шанс на глоток свежего воздуха.
На выборы у нас традиционно ходят три категории граждан: пенсионеры, бюджетники и военные. Первые голосуют по сложившейся традиции «за стабильность» и «лишь бы не было войны», выбирая кандидатом того, на кого укажут Соловьёв и Киселёв, а остальные — за свои рабочие места и просто потому, что у них нет выбора. Так положено. В общем, все дружно голосуют против фашистов и бандеровцев, которыми постоянно пугают, как Бармалеем, и за действующую власть. Ведь только она способна победить «Бармалеев» в Москве и спасти детей Донбасса и Алеппо от ненавистных американцев, сеющих свою демократию по всему миру, не так ли?
Плюс ко всему электронное голосование сводит к минимуму махинации. Результаты электронного голосования дублируются на бумаге, оппозиции дают возможность пустить своих «технарей» проверять чистоту процесса, можно проводить ручной пересчёт и прочие подтверждения достоверности. Всё максимально прозрачно: ни «каруселей», ни подвозов, ни внезапных проверок МЧС, переписки протоколов, удаления наблюдателей и прочих прелестей.
Всё, как в Эстонии — чуть ли не мировом лидере по цифровизации госсектора. Только там голос подтверждается электронной цифровой подписью (чипом на карте). Это более безопасно, но защищает в основном от голосования несовершеннолетних — если ваш ребенок решит проголосовать вместо вас, пока вы оставите компьютер без присмотра. Маловероятный сценарий, не так ли? Один из главных аргументов противников электронного голосования: вот в Думе депутаты жмут кнопки за отсутствующих соседей, что сводит на нет ценность принятия решений депутатами. Но «народным избранникам» не надо каждый раз регистрироваться через «Госуслуги» — все кнопки навиду.
Все эти новшества станут актуальны для широкого круга лиц, только когда будет принят закон о проведении эксперимента в нескольких избирательных округах Москвы (электронные выборы должны будут одобрить 75% муниципальных депутатов, впрочем, молчание — тоже знак согласия). Следующий этап -тестирование на взлом с открытым для всех техзаданием. Дальше в июле будет проведено тестовое голосование, в сентябре должны пройти выборы в Мосгордуму, и только после этого электронные выборы могут распространиться по другим регионам страны. В общем, впереди — целая череда мероприятий, которые наглядно продемонстрируют все сильные и слабые места новой системы.
Но некоторые всё равно против. Просто так против, по умолчанию. Либеральный фронт (или как теперь правильно называть, чтобы никому обидно не было?), рассчитывающий оккупировать Мосгордуму в сентябре, категорически не принимает эту идею. Потому что имидж не позволяет быть «за», а кроме созданного образа «против» и нет ничего. Хотя по идее новая система голосования должна быть на руку Навальному, Яшину, Гудкову и команде. Но быть против всего — это тоже такая позиция, независимо от результата.