Москва
22 ноября ‘24
Пятница

МНЕНИЯ INFOX.RU

О самых дальних наших островах

«По доброй воле сюда не заедешь», — выразил свое отношение к Сахалину простой матрос по прозвищу «угрюмый», сопровождавший Антона Павловича Чехова от домика тюремного врача до пристани в первый день пребывания писателя на Сахалине.

Курилы — это ещё дальше и это испокон веков спорные острова. Мы о них спорим с Японией лет двести. Тем, кто заинтересуется темой о принадлежности Курильских островов и вопросом — вернуть их Японии или сохранить за Россией — перво-наперво я советую прочитать книгу-исследование Антона Чехова «Остров Сахалин» и совершить на «Курилы» дорогое познавательное путешествие.

Я бывал на Сахалине в начале 70-х годов прошлого века и был на одном из островов курильской гряды Шикотане, в солнечный день августа. В то время Южно-Сахалинск был приличным городом, сейчас он неузнаваемо лучше. Шикотан же в 70-е годы выглядел так, как Чехов описывает Сахалин его времени, если не хуже. Впрочем, и за эти 47 лет на островах поменялось не много. И после развала СССР гражданское население там не живёт, а мучается.

Смотрю фотографии в интернете и уверенно заявляю — стало хуже. Правда, слышать правду у нас со времени императорской России и до сих пор не любят, и не слушают. Такой мы народ, оттого и живём так плохо. В советское время, имея в виду семидесятые годы, по многим обстоятельствам жизнь на Курилах была трудна, но сегодня — это просто брошенная окраинная, но хорошо охраняемая русская земли. Для гражданского населения — это не жизнь. Сегодня в России таких брошенных городов и земель достаточно.

Поставленный вопрос о передаче Курил не рассудишь так, как рассудил спор двух еврейских плотников рабби, которые, строя баню, поссорились между собой по вопросу строгать или не строгать доски для настила полов. Рабби решая их спор сказал: «Строгать и класть строганой стороной вниз». Такого решения по Курилам нет, поэтому и мыслить категориями прошлого века и даже его заключительных годов сегодня нельзя. Время делает своё дело. Оно разрушает то, что люди создавали в прошлом, если они не прекращают бороться со временем, продолжая трудиться и сохранять созданное предыдущими поколениями.

Жизнь людей на наших Курильских островах уже противна им самим. И они не многочисленны, чтобы сопротивляться даже собственному положению. Население Курильских островов, принадлежащих России, в настоящее время составляет 8 тысяч человек.  Среди этого населения много пожилых людей, «которые в связи со сложившимся тяжелым социально-экономическим положением не в состоянии переехать на материк» — это выдержка из официального документа. Как назвать такое положение, если не «каторгой», я не знаю.

Мир изменился. Жизнь меняется менее заметно, но меняется не всегда в лучшую сторону. Для граждан России жизнь меняется везде, кроме Российских Курильских островов — форпоста обороны России — на самой дальней восточной окраине нашей страны. Это место для службы, какой бы тяжелой она не была, но не для жизни. Время напряженное, и может грянуть война. Мир в неё уже втянут — можно это замечать, а можно и не замечать. На Донбассе это уже замечают. И, может быть, сегодня для них Курильские острова стали бы ближе, чем Киева.

На Дальнем Востоке, в том районе о котором идёт речь, не дай Бог, если война начнется — это будет война не за захват территорий, а война на уничтожение: захватывать там нечего. Поэтому, здесь и сейчас доступно только одно решение. Время компромиссов исчерпано. Мы буквально во всём живём с перенапряжением, будь то бытовой газ, или электрическое освещение, вода, земля или лес — слишком большая нагрузка на гражданина и человека, как при крепостном праве.

Население Японии чуть более 127 миллионов человек. Это меньше населения России, зато плотность населения ~ 338 человек на квадратный километр, тогда как в России 9 человек на тот же квадрат-километр.  От Сахалина до Хоккайдо (ближайшей Японской территории) расстояние 42 километра, что в два и пять десятых раза больше полета пушечного снаряда. Рассматривая любые ситуации о проведении военных операций в том регионе, эту близость и ограниченность пространства не нужно забывать.

Дальневосточный регион — это не только Россия и Япония, там много и других стран, в том числе наш союзник Китай, но там и недалеко обе Кореи и Вьетнам. И никто из них не желает войны. Лучше худой мир, чем добрая ссора.  Я не соглашусь с позицией уважаемого Владимира Вольфовича Жириновского и теми, кто придерживается мнения — держать Курильские острова за пядь русской земли, и погибнуть за них в любом, даже мирном конфликте.

Может быть в благоприятное по погодным условиям время, Владимир Вольфович совершит поездку на Курилы. Я просто, уверен, что любой честный человек, побывавший на этих островах, изменит своё мнение и свои необоснованные амбиции в вопросе «уступить острова или тупо держаться за них». Но я обращаюсь ко всем, кто будет входить в создаваемые комиссии для решения этого вопроса, и даже тем, кто будет высказывать официально своё мнение, прочитать Антона Чехова или побывать на островах, чтобы убедиться, что по сути своей они «каторжные» до сих пор и ничего там не изменилось и не изменится.  

Моя позиция чисто гуманитарная, и я не возражаю, а, наоборот, призываю рассматривать проблему с разных сторон, в том числе, и с позиций военно-стратегической, если считать Японию — врагом или недружелюбной страной по отношению к России. За прошлый век Россия воевала с Японией не один раз. Одну из войн Россия ей проиграла. Причина поражения в том, что Россия воевала на самых дальних рубежах страны и в «крысином» поведении командования, возникающем в любой войне. Сейчас об этом говорить не будем. Не было бы этого — войну бы не проиграли.

В этом регионе соотношение сил еще долго будет оставаться на стороне России, но если Россия не сделает этой необходимой «уступки» сейчас, то мы подстегнём Японию и другие страны, стоящие на её стороне, к дальнейшему наращиванию стратегического взрывоопасного материала. Луше, если Япония сегодня будет занята проблемой переселения своего населения на новые, необжитые острова. Это одна из стратегических концепций, но и выстраивать её полностью нужно было ещё вчера.

Россия снова опаздывает. Вновь наблюдается задержка умственного развития. То, что должно совершиться или произойти — совершится. Острова, о которых идёт речь, России придётся отдать, но принуждение хуже, чем добрая воля, особенно в условиях необходимости. И так поступить сегодня диктует необходимость. Уступив острова, но с политическим расчётом, Россия ничего не потеряет. «Уступка» позволит России решать сейчас более важные задачи, а они у России есть. Нам нужно поднимать свою экономику. Стране нужно проявить заботу о людях, а не только об олигархах.

У России, не то, что нет другого пути, для решения Дальневосточной проблемы, но лучшее — это уступить Курильские острова по договоренности мирным путём и с коммерческой выгодой для России. Есть ещё одна сторона этого вопроса — как на это посмотрит Китай, хотя он ещё не думал о своей позиции. Ему решение об уступке Курильской гряды Японии и выгодно, и не выгодно, исходя из его интересов. И в Китае знают, что Япония ни с кем воевать не будет, и с Россией тоже. Мировые войны не для Японии. Это страна локальных и «междоусобных» войн. К тому же сегодня и сейчас у России нет союзников, кроме собственного ядерного и термоядерного оружия.

В 1951 году на мирной конференции в Сан-Франциско Россия отказалась подписывать мирный договор, так как он её, справедливо, не устраивал, но это был уже не 45 и даже не 47 год. Мы упустили время и пожинаем плоды своей растерянности. Сейчас эта история как бы повторяется. Теперь Япония будет всячески затягивать решение вопросов, предлагаемых Россией, и будет говорить о них до тех пор, пока Россия просто, не бросит эти острова или будет не способна их защищать, так как защищать там станет просто, нечего. Все подписанные протоколы и намерения о мирном решении с 1956 по 1993 годы не выполнялись и нарушались то с той, то, с другой стороны. Остаётся только одна ненужная гипотеза возможности: дать Японии срок, в течение которого она подпишет мирный договор, если он России столь необходим.  Если Япония не подпишет мирного договора, значит война с Японией не закончена. И тогда нужно довести Японию до полной капитуляции, поступив так, как поступила Америка.

Не знаю почему, но многие дипломатические миссии на переговорах наша страна проигрывает. Откладывание решения вопроса на потом выгодно только Японии. И Япония будет ждать удобного для неё случая, чтобы существующее положение перевести в свою пользу. Япония замыкает кольцо окружения России. Политики и правительства, разжигая агрессию, сохраняют своё благосостояние, но простые люди научаются жить в мире, относясь с иронией друг к другу, но без стремления взаимного уничтожения. Мы не можем или не в состоянии открыть тайну собственного существования. Здесь ли источник многих наших бед. И все ли наши пороки списывает время? Сокровенность иррациональна, кто предаёт сокровенность гласности, тот погибает в «кораблекрушение». Сегодня, кроме взаимных претензий, нет ни одной точки, от которой можно было бы двигаться или в одну, или в разные стороны, согласившись на какой-либо компромисс.

Через семь-десять лет эти острова Россия всё равно оставит или, вернее бросит. Япония это понимает и заранее заводит переговоры в тупик. Японцы, самый терпеливый народ на земле из тех, кого мы относим к цивилизованным народам. Они терпят американцев, потому что рядом с ними им легче выживать, хотя они наши ближние соседи. Их сегодня беспокоит не наше соседство, им не хватает суши, их окружает море. Если бы сегодня мне пришлось голосовать на референдуме, я бы проголосовал за передачу островов, а «цену» уступки я сказать не могу, она должна быть достойной и выгодна для России, а чтобы она была выгодной, она должна быть концептуальной.

Россия страна расточительная, сколько ей ни дай, она все потратит без остатка и не сможет сосчитать сколько, и на что деньги потрачены. В стране с давних пор ни один проект не укладывался в утвержденные сметы.   Реально строительство всегда обходилось в два-три раза выше запланированной первоначально стоимости. Уступить нужно сегодня, но с умом и пользой, пока не поздно, так как проблема Курильских островов — это вопрос не политики, не науки, не амбиций — здесь вопрос мудрости.

Сегодня японская сторона строит свою политику, исходя из китайской Стратагемы «Извлечь нечто из ничего», или по более простому русскому варианту — «делать из мухи слона». Курильские острова — политическая игра Японии, которую не назовешь тонкой, но это игра и они не заплатят за эту игру больше того, что она стоит, а она для Японии не стоит ничего.  Все расходы несем мы. Содержание военного контингента на островах обходится в баснословные деньги. Япония не входит в НАТО, являясь лишь стратегическим союзником Америки. Оправдываются ли эти затраты, ради сохранения мира?

Если начнётся война, то она начнётся не в том регионе, а если там, то не с Японией, и в этом случае Япония скорее будет стремиться стать нашим союзником, чем врагом. Никакого поражения от передачи Курильских островов России не грозит. Мнение об угрозе, лишь амбициозный ура-патриотизм. Самоё важное и главное сейчас не сгореть на ложном «патриотизме» так, как мы сгорели на вечной и братской дружбе союзных республик и дружбе социалистических государств. Допустим, что острова можно сделать «свободной экономической зоной», но и тогда Россия выиграет не много. На Дальнем Востоке мы (Россия) слабее Японии. Отстаивать свой интерес Россия может только «мудрой» политикой, с этим в России сейчас совсем плохо. Будем считать, что для сохранения мира декларация 1956 года Россию устраивает. Но Япония недовольна условиями, изложенными в ней.

При решении спорных вопросов, всегда одна из сторон проигрывает чуть больше, равного решения нет ни в одном споре. Но спорящие стороны не знают величины этого «чуть» или того, что это «чуть» может и не относиться к данному спору совсем.  Политик, если он не обладает мудростью, никогда не примет правильного решения. Есть проблемы, где недостаточно школьных знаний, даже если они получены в Академии. Мудрость — это дар, и к нему нужно относиться как к дару. Не нужно тратить время на так называемое «изучение проблемы». Проблема давно изучена, он изучается уже два века, а положительных результатов нет.

Полная версия