МНЕНИЯ INFOX.RU
Угроза нанесения массированного удара по авиабазе «Хмеймим» возрасла. Готовы ли контрмеры у ВКС?
Несмотря на достаточно плотное и плодотворное военно-техническое сотрудничество между Москвой и Анкарой, заключающееся в беглой реализации первой части сделки на поставку Военно-воздушным силам Турции ЗРК большой дальности С-400, а также вероятном заключении между оборонным ведомством Турции и «Рособоронэкспортом» контракта на закупку крупной партии истребителей поколения «4++» Су-35С, господин Эрдоган и его ближайшее провластное окружение продолжают попытки навязывания своих жёстких и абсурдных для Кремля и Дамаска условий урегулирования ситуации на Идлибском театре военных действий.
В частности, основываясь на данных независимой тактической онлайн-карты syria.liveuamap.com со ссылкой как на компетентные источники в сирийской армии так и на военкоров из протурецких военизированных исламистских конгломератов в «Идлибском гадюшнике», можно прийти к весьма неутешительному выводу о том, что Генштаб ВС Турции продолжает оказывать активную военно-техническую и логистическую поддержку исламистким группировкам «Джебхат ан-Нусра», «Джебхат Тахрир Сурия», и так называемый «Исламской партии Туркестана» с целью сохранения оперативно-тактических и военно-политических рычагов контроля над ситуацией в северной части САР.
Так, на территорию укрепрайонов и позиций ствольной и реактивной артиллерии «Тахрир Сурия», расположенных близ горного хребта Джебель-Туркман (западнее долины Эль-Габ) с завидной регулярностью прибывают многочисленные механизированные конвои регулярной турецкой армии, доставляющие боевикам стрелковое вооружение и боекомплекты, противотанковые управляемые реактивные снаряды BGM-71F «TOW-2B», а также сетецентрическое радиоэлектронное оборудование для связи в сложной помеховой обстановке.
Таким образом, четырёхзвёздочные генералы из турецкого генштаба убивают сразу двух зайцев. Во-первых, — предотвращают массированные ракетно-бомбовые удары по фортификационной инфраструктуре подопечных боевиков-исламистам со стороны смешанной бригады ВКС России, дислоцированной на АвБ «Хмеймим». Ведь хорошо известно, что на фоне многомиллиардных оружейных контрактов с Анкарой, командование ВКС России вряд ли решится на точечные удары по позициям «ан-Нусры» или «Тахрир Сурия», расположенным близ прибывших турецких конвоев. Во-вторых, предоставляет полевым командирам этих же исламистских формирований «новые горизонты» в плане подготовки контрнаступательных операций на позиции сирийской армии в провинции Латакия. Но корень всех проблем для российского военного контингента в Сирии кроется даже не в этом...
Всё дело в том, что полная безнаказанность и свобода действий формирований «Тахрир аш-Шам» и «Тахрир Сурия», оперирующих близ прибывающих турецких конвоев и турецкого наблюдательного пункта № 10 (деревня Завие), даёт возможность первым перебрасывать на господствующие высоты горного хребта Джебель-Туркман (500 и более метров над уровнем моря) трофейные батареи реактивных систем залпового огня БМ-21 «Град», в результате чего дальность действия неуправляемых реактивных снарядов 9М22У возрастает с 20400 до 27000 м и более. Как следствие, в радиусе поражения «идлибских Градов» оказываются не только наслённые пункты в районе гор Джебель-Ансария, но и ключевая российская авиабаза «Хмеймим». Возникает вполне логичный вопрос: готова ли смешанная зенитно-ракетная бригада, формирующая «противоракетный зонтик» над данным объектом, отразить массированный удар «Градами»?
На протяжении последних двух лет мы смогли убедиться в том, что ограниченные удары с применением 2 — 4 122-мм реактивных снарядов 9М22М «Малыш», запускаемых боевиками из переносных ПУ 9П132 «Град-П» («Партизан»), зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1» неоднократно парировали, полностью подтверждая возможность работы по высокоскоростным целям, обладающим эффективной поверхностью рассеяния порядка 0,05 кв. м. Логично предположить, что батарея из шести «Панцирей», обладающая 24 целевыми каналами и боекомплектом из 72 ЗУР 57Э6Е, сможет расправится с одним залпом одной боевой машины БМ-21 «Град» («пакетом» из 40 запущенных НУРС); тем более, что с недавних пор целеуказание и распределение огневой работы «Панцирей» возложено на плечи операторов уникальных радиолокационных обнаружителей 48Я6-К1 «Подлёт-К1» и 96Л6, способных сопровождать до 500 малоразмерных воздушных при совместной работе.
Но ведь количество «подтянутых» на огневые позиции в Идлибе боевых машин БМ-21 «Град» может составить и 6 единиц (батарея), и даже 18 (реактивный дивизион). А это, без малого, 240 и 720 реактивных снарядов соответственно. Для перехвата подобного атакующего «роя» не хватит ни 5 батарей «Панцирей», ни аналогичного количества зенитно-ракетных самоходных комплексов «Тор-М2У» с двумя дивизионами С-400. А поэтому единственным выходом из сложившейся ситуации останется заблаговременное обнаружение выдвигающихся на позиции «Градов» посредством самолётов оптико-электронной и радиолокационной разведки Ту-214Р с последующей выдачей координат тяжёлым многофункциональным истребителям-бомбардировщикам Су-34.К сожалению, на данный момент Ту-214Р крайне редко несут боевое дежурство в небе над Сирией. Последнее такое дежурство было зафиксировано в 2016-м году.