МНЕНИЯ INFOX.RU
РОП-в гроб?
В культовом фильме «Формула любви» телегу самостоятельно крестьянин мог починить за два дня, а с помощниками - за неделю. С такими помощниками, как наши Минфин и Минэкономразвития - сферу обращения с отходами можно не то, чтобы реформировать, но и просто починить невозможно. Только окончательно развалить.
Никогда, в общем-то, система управления народных хозяйством России не внушала мне оптимизма, даже в студенческие годы в Финэке, но сегодня она особенно напоминает мне броуновское движение, где каждое ведомство работает вроде бы на единые цели социально-экономического и хоть чуточку устойчивого развития по типу «догнать и перегнать», но при этом все время идет исключительно по своим делам.
Минэкономразвития про развитие, наверное, только в фильмах слышало, а так существует себе по принципу «кабы чего не вышло». Абсолютно не понимая механизм работы расширенной ответственности изначально, Минэкономразвития ведется на заверения крупных компаний, что повышать ставки экосбора никак нельзя, потому что они, дескать, даже при существующих ставках не могут самостоятельно реализовывать РОП, так как нет инфраструктуры для раздельного накопления, хотя смысл РОП именно в том и есть, чтобы они самостоятельно инвестировали в такую инфраструктуру. В результате, производители напитков, с одной стороны стращают чиновников повышением цен на продукцию первой необходимости (пиво и лимонады) в случае повышения ставок экологического сбора, а с другой стороны, позволяют себе пиарится за счет «вложений» в развитие системы раздельного накопления, которые на самом деле настолько микроскопические, что могут развить разве только комплекс неполноценности. Вот и получается у нас как у Маршака «еду я вторые сутки, а не ехал ни минутки».
Однако, несомненным лидером по решению собственных задач в рамках командной работы является Минфин. Тут на ум приходит только продразверстка 30-х. Что произойдет, если деньги, предназначенные в рамках РОП, для создания в первую очередь инфраструктуры раздельного накопления, попадут к налоговому дракону, который не имеет ни знаний, ни полномочий по их грамотному распределению?
- Предприятия по переработке макулатуры, стекла и пластика, недозагруженные вторсырьем, продолжат использовать первичку (да здравствует потребление леса, нефти, газа, песка, воды и электроэнергии!);
- Предприятия по переработке сложной упаковки, такой как вспененный и просто полистирол, ПВХ, «тетрапак» и иные композитные материалы, просто не появятся на свет божий;
- Регоператоры, которых все-таки обяжут делать вид, что они развивают раздельное накопление, заложат стоимость инфраструктуры в свой необъятный тариф для населения;
- Население встанет на дыбы, и регоператора освободят не только от НДС, но и вообще от всех налогов, дабы уменьшить тариф;
- Целевые показатели нацпроекта «Экология» по утилизации отходов будут пересмотрены в сторону уменьшения до нуля;
- РТ-инвест улыбнется своими пухлыми губками, потрет свои пухлые ручки и скажет, что на самом-то деле неперерабатываемых отходов-то не 50%, а все 100! Даешь 200 МСЗ!
Казалось бы, мы в тупике. Но, я надеюсь, что мы все-таки в лабиринте. И найдем выход. Просто он дальше и все будет происходить дольше. Тем, кто умеет читать, писать и формулировать свои мысли, и неравнодушен к проблеме, предлагаю обратиться в Государственную Думу с просьбой не поддерживать такое изменение Налогового кодекса. А у тех, кто очень хотел бы принять участие в работе по поиску выхода из лабиринта, но не знает, как подступиться, есть возможность поддержать нас финансово для умножения наших усилий. И если уж нам придется работать с налоговым драконом, постараемся его научить правильно распоряжаться средствами экосбора.