МНЕНИЯ INFOX.RU
Миссия и мистика Дома Радио
В петербургском Доме Радио, где в конце минувшего года обосновался оркестр и коллектив Теодора Курентзиса musicAeterna, завершился цикл мероприятий лаборатории современного зрителя, посвященный творчеству композитора, советского метафизика Альфреда Шнитке.
События в Доме Радио с самого начала работы musicAeterna в Петербурге вызвали оживленный интерес, даже ажиотаж — регистрация на офлайн-мероприятия заканчивалась за считанные минуты, а чтобы успеть купить билет на осенние концерты искателям черного жемчуга музыкальных глубин приходилось работать над скоростью мелкой моторики рук.
К кульминационному событию — Концерту для хора Альфреда Шнитке — публику начали готовить еще летом, когда на платформе musicAeterna появились записи бесед скрипача и дирижера Ильи Гайсина с одним из ведущих специалистов по творчеству Шнитке Валентиной Холоповой. «Панорама творчества А. Шнитке» вышла в трех выпусках, где подробным образом были рассмотрены культурно-исторический контекст формирования Шнитке как композитора, главные его сочинения.
За панорамой последовали беседы о Шнитке с музыковедом, современником композитора, организатором его первого в Ленинграде концерта в двух отделениях Иосифом Райскиным. В лекции музыковеда Георгия Ковалевского наследие Шнитке было рассмотрено в контексте истории духовных произведений советских композиторов, а с хормейстером musicAeterna Виталием Полонским и музыковедом Анной Фефеловой подробно разобрана партитура крупнейшего хорового сочинения композитора.
Одной из главных миссий musicAeterna худрук Теодор Курентзис называет просвещение. Учитывая масштаб и качество образовательной программы, ее доступность — лекции проходят бесплатно и доступны онлайн — прецедентов столь внимательного отношения к слушателю в нашей стране, пожалуй, не было.
Концерты для хора Шнитке musicAeterna в Петербурге и Москве должны были пройти еще весной. Выступления перенесли из-за пандемии, и сейчас, в связи с событиями в Арцахе, в словах армянского поэта Нарекаци из «Книги скорбных песнопений» увидели почти мистическую актуальность.
Финальной точкой цикла о Шнитке стал концерт в Доме Радио, где под управлением дирижера Федора Леднева прозвучали камерные произведения Шнитке. И без мистики здесь также не обошлось.
Иногда музыку слышишь, как нечто приходящее или навязанное извне, как предложение, которое можно принять, либо не принимать. Концерт 7 октября в Доме Радио стал предложением, от которого нельзя отказаться.
Музыка в этот вечер будто не возникала, а присутствовала сразу, разлитая в пространстве, в воздухе, в шарканье и шепоте слушателей, а затем, прорвавшись через музыкантов в звуковые колебания, смела все напускное, лишнее, оставив наедине с собой, настоящим.
Опередившая свое время, музыка Шнитке, выходящая за собственные пределы, вырывающаяся в иное измерение, звучит сегодня, в кризисное во многих отношениях время, как призыв к переосмыслению, преодолению самих себя и возрождению в ином, другом качестве. В этом проявляется уже другая миссия musicAeterna, миссия подлинного искусства.