Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

МНЕНИЯ INFOX.RU

журналист

Алхимия с задумчивой легкостью

Воскресный вечер в петербургском Доме Радио, недавно открывшем свои двери после продолжительного локдауна, стал еще одним подарком для любителей современной, и не только, академической музыки.

Пока маэстро Теодор Курентзис с немецким оркестром SWR возвращает к концертной жизни европейскую публику, его подопечные оркестра musicAeterna в Петербурге снова запускают музыкальный и образовательный маховик, стартовавший в начале кризисного года. Тот аккумулирует столько энергии, что подпитаться съезжаются уже и москвичи.

Команда прославленного дирижера гармонично влилась в еще не освоенную музыкально-просветительскую нишу на болотах Невы и, кажется, закрутись оно по полной, готова вернуть Петербургу ставший формальным статус культурной столицы.

А пока маховик начал свое медленное вращение, издавая как возносящие к расписным потолкам особняка на Итальянской пронзительные инструментальные звуки, так и низкочастотные, спектральные шумы, пробирающие даже самых толстокожих слушателей.

Тишину петербургского вечера 27 сентября с задумчивой легкостью (о чем говорит программа «Con Legrrezza pensosa») нарушило в Доме Радио трио солистов: Владислав Песин, Мириам Пранди и Георгий Мансуров исполнили произведения редко исполняемых Константина Фейера, Эллиота Картера, Тристана Мюрая и собственные сочинения.

Впрочем, слово «исполнять» не вполне клеится на музыкантов musicAeterna. Концерт был скорее похож на алхимический опыт, и в этом смысле созданная в доме бывшего Благородного собрания лаборатория современного зрителя — а именно этот проект реализует много лет Курентзис — вполне оправдывает свое название.

Главным лабораторным опытом стал сольный номер кларнетиста Георгия Мансурова. Наряду с инструментом музыкант использовал электронные примочки и звуковые дорожки, которые заставили барабанные перепонки слушателей беспрерывно и опасно вибрировать. Предмет исследования музыканта, как и принято у алхимиков, остался тайным, впрочем, для чуткого уха даже неподкованного знанием музыкальной теории слушателя, каждый децибел попал в свою цель и выбил двести из ста.

Итальянская виолончелистка Мириам Пранди не только накрыла волной своего экспрессивного исполнения, но и декламировала поэтические строки, а скрипка Владислава Песина гуляла по старинному фойе то мягко растворяясь в прохладе мрамора, то упорхнув ввысь, откуда на зрителей с любопытством взирали легкие и немного задумчивые ангелы.

Без последних, а также без полумрака, запаха ладана и порхающих махаонов в черном представить себе хороший петербургский музыкальный вечер становится сложно.

Полная версия