Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

МНЕНИЯ INFOX.RU

Политолог, старший преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова

Голосование по поправкам в Конституцию: в чем суть изменений

Намеченное на 1 июля 2020 года общероссийское голосование по поправкам в Конституцию Российской Федерации станет своеобразным «референдумом доверия» Президенту В.В. Путину и значимой вехой в конституционном развитии страны.

Говоря о предложенных поправках, следует отметить, что они не затрагивают 1,2 и 9 главы Конституции, таким образом позволяя не созывать Конституционное Собрание и не проводить общероссийский референдум (тем более, что проведение референдума само по себе является масштабным политическим событием и отчасти вызовом для власти, а федеральный конституционный закон «О Конституционном Собрании Российской Федерации все еще не принят). Выбор такого формата как общероссийское голосование по поправкам сам по себе отражает восприятие властью важности публичной сферы и ее стремление повысить легитимность конституционных изменений в глазах населения, что особенно очевидно после одобрения закона о поправках в обоих палатах Федерального Собрания и рекомендательного характера голосования.

Неслучаен также выбор «пакетного» формата голосования по поправкам в Конституцию, так как в противном случае процесс их доработки и поэтапного принятия мог бы значительно усложнить политический сезон лето-осень 2020 года, который в большей мере будет посвящен консолидации политических усилий и работу над восстановлением российской экономики.

Говоря о содержании вносимых поправок в Конституцию, важно отметить поправку в 79 статью, которая по сути отменяет приоритет международного права над российским правом, так как позволяет Конституционному Суду признавать недействительными те нормы международных договоров и соглашений, которые по его мнению противоречат Конституции России. И хотя данная трансформация 79 статьи имеет важное значение для развития России как суверенного государства, способного отстаивать права и свободы человека (вне зависимости от решений международных организаций), появление у КС возможности отступать от выполнения возлагаемых на Россию международных обязательств, снижает правовую взаимосвязь российского и международного права. При этом роль и значение Конституционного Суда в структуре органов государственной власти может существенно вырасти, так как он получит дополнительные полномочия в сфере проверки конституционности принимаемых Федеральным Собранием законов до их подписания Президентом.

Вполне ожидаемыми выступают поправки в статьи 71 и 78 Конституции, в рамках которых государственным служащим России, сенаторам, депутатам и судьям запрещается иметь иностранное гражданство, вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на проживание на территории иностранного государства. Мало того, что данная норма содержится в большинстве конституций стран Запада, выглядит довольно странным, что подобная норма до сих пор отсутствовала в основном законе Российской Федерации (если не считать нормы федеральных законов о государственной службе).

Социальный блок поправок в Конституцию отражает дух времени, в частности, затрагивая усиление социальной поддержки и помощи населению со стороны государства, более того, он закрепляет наметившийся тренд в государственной политике, связанный с повышением со второго квартала 2019 н. величины МРОТ до величины прожиточного минимума. Дополнение 75 статьи Конституции гарантией повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения, обязательной индексацией социальных пособий, пенсий и иных социальных выплат по уровню инфляции позволяет говорить о восстановлении российским государством своей социально-ориентированной функции, отражающей надежды населения в отношении государства как фундамента экономической стабильности.

Поправки в 132 и 133 статьи Конституции нацелены на воссоздание единого публичного пространства управления в современной России: они усиливают взаимодействие между государственными и муниципальными органами власти «для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории». Тем самым, государство признает, что местный уровень управления в современной России за последние 27 лет все еще не стал одним из базовых столпов публичного пространства управления, опирающегося на структуры гражданского общества на местах, в результате, государство в рамках вносимых поправок гарантирует ему «судебную защиту, компенсацию дополнительных расходов в процессе выполнения во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций и полномочий, имеющих государственное значение».

Поправки затрагивают и саму структуру публичной (государственной) власти, в рамках которой появляется как самостоятельный институт — Государственный Совет Российской Федерации. 83 статья в новой редакции наделяет Государственный Совет полномочиями по обеспечению «согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства». Возможности Государственного Совета таким образом частично дублируют полномочия Президента, более того, порядок избрания председателя и членов Государственного Совета еще будет определен федеральным законодательством, позволяя Президенту В.В. Путину в перспективе перейти в Госсовет, оставив преемнику на президентском посту относительно меньший объём полномочий.

Федеральное Собрание, включая Государственную Дума и Совет Федерации, ожидаемо усилят свои возможности в рамках вносимых в 83 статью поправок. Так, Государственная Дума получит возможность утверждать председателя правительства, всех его заместителей и федеральных министров, Совет Федерации, в свою очередь, сможет назначать на должность Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов, Генерального Прокурора и его заместителей, что в целом подтверждает достигнутый в новейшей истории России баланс между президентской и парламентской концепциями республики, подкрепленный усиленной ролью партии власти как опоры президентской вертикали.

Полная версия