Москва
26 декабря ‘24
Четверг

МНЕНИЯ INFOX.RU

Партнер и соучредитель компании «Центр системных решений», заместитель генерального директора Ассоциации «Лига Переработчиков Макулатуры»

Три выстрела для повышения эффективности системы управления отходами

Флотилия государственного управления пополняется новым крейсером под названием ППК. И всё своё вооружение этот великолепный линкор направляет на главную проблему, которая в последние годы рефреном звучит во всех мелькает эфира Президента страны — проблема, связанная с экологией, с обращением с отходами.

Проблема застарелая и требует немедленного решения, поскольку ситуация в сфере обращения с отходами близка к революционной. Россиянам надоело жить в свинарнике, но государственные структуры никак не могут сделать что-то значительное в этой сфере.

И вот появляется новый корабль, который должен из всех орудий, приданных ему, торпедировать и отстрелить мусорный балласт, а потом отправиться в светлый путь по фарватеру устойчивого развития к океану эффективной экономики. И тут всё зависит от того, что будет поставлено в KPI капитану нового судна: пиратский сбор денег или эффективное решение проблемы.

Хочется, чтобы именем этого крейсера стало слово «Победа», и чтобы по дороге ничего не потерялось, и он не превратился в яхту под названием «Беда» с капитаном-Врунгелем на борту, как это было ранее с теми, кто брал на себя ответственность за обращение с отходами. Помнится экс-министр Донской обещал собрать и направить на решение мусорной проблемы 6-8 миллиардов, но и деньги не собрал, и проблему не решил. 

Напутствие к новому капитану одно: прежде чем взойти на мостик, посмотрите, пожалуйста, под вашу ватерлинию — не сидите ли вы на мели?  Если под новым линкором не заструится денежный поток, то никуда вы не поплывёте. Для начала нужно заняться тем, чтобы понять, откуда возьмутся деньги. Конечно, можно взять их из бюджета, но и в бюджете они тоже должны откуда-то появиться.

Капитану нового крейсера, который начнёт прокладывать стране путь в чистое будущее, нужно помнить, что без достойного денежного потока его судно так и останется стоять на мели. Без финансирования может получиться только потешная флотилия, которая плавает в луже экономического безумия, поскольку с нормативами утилизации, которые сейчас всё умножают на ноль, до большого океана вы никогда не доберётесь. Если денег нет, то плыть невозможно.

Чтобы привлечь средства в систему управления отходами крейсер должен в самом начале плавания сделать три мощных выстрела:

  • Первый выстрел нужно сделать на поражение и похоронить систему, при которой можно бесконечно оплачивать экологический ущерб и при этом ничего не делать для его предотвращения или устранения. В противном случае мы никогда не избавимся ни от грязных производств, ни от дурно пахнущих свалок.
  • Вторым выстрелом надо убить математическую глупость нормативов утилизации. Они должны быть в России повышены до 100%, как в Европе. Именно туда, помнится, посылал студентов Пётр Первый, когда задумал построить в России флот. В Европе РОП равен 100%, и это позволяет цивилизованным странам перерабатывать до 90% вторичного сырья. В России нужно сделать то же самое.
  • Третьим выстрелом нужно окончательно открыть путь для производителей к самостоятельной реализации РОП. Нужно всячески поощрять взаимоотношения в формате b2b между загрязнителями (производителями товаров) и переработчиками вторичного сырья. Это позволит за минимальное количество средств максимально быстро решить проблему переработки отходов. Государство плохо управляет денежными потоками, бизнес сделает это более эффективно.

Фарватер в чистое будущее уже продолжен и лоцманы готовы безопасно провести по нему новый крейсер. Нужно только поднять уровень воды в фарватере и крейсер сам пройдёт туда, куда нужно.

Желательно так же, чтобы новый корабль в поисках финансовых потоков не превратился исключительно в фискальный орган и не стал пиратским судном, которое возьмёт на абордаж и утопит отрасль заготовки и переработки вторичного сырья. Деньги нужно искать цивилизованными способами.

Важно, конечно и то, как капитан будет набирать новую команду. В неё должны войти те, кто предан в первую очередь идеям переработки, принципам эффективной экономики и целям устойчивого развития, за которые России в любом случае придётся отчитываться в 2030 году.

Счастливого плавания!

 

Полная версия