Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

МНЕНИЯ INFOX.RU

Главный врач Центра диагностики и хирургии заднего отдела глаза

От демографии до ФАПов: почему не работают нацпроекты в сфере здравоохранения

Ежегодное послание президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию в 2019 году вызвало множество вопросов.

20 февраля 2019 года Владимир Путин выступил с ежегодным посланием Федеральному собранию. К сожалению, в ряде аспектов, связанных со здравоохранением и демографией, выяснилось, что президент оперирует неподтвержденными или попросту неверными данными.

Так, на 10-й минуте прозвучал посыл о том, что современный демографический спад обусловлен человеческими потерями во Второй мировой войне и 1990-х годах. Но в начале 2000-х мы выправили ситуацию, выправим и сейчас, заверил нас президент.

Вторая мировая тут точно ни при чем. Ведь даже наихудший прогноз 1968 года содержал в себе перспективу уверенного роста населения в период 1990–2010 годов – и это безо всяких стимулирующих суперпрограмм. Далее планировалось постепенное снижение, правда с существенно меньшей скоростью, чем прогнозы 2009 года. Прогнозы же 1978-1987 годов содержали данные о значительном ожидаемом росте численности населения РСФСР в начале XXI века.

А вот 1990-е годы действительно сыграли существенную роль в сокращении численности населения. Ситуация изменилась в положительную сторону только в 2013 году, когда коэффициент суммарной рождаемости (КРС) поднялся выше 1,74, но в настоящее время, несмотря на снижение смертности, численность населения Российской Федерации снова уменьшается за счет снижения рождаемости. Так, КСР в 2017 году составил всего 1,62. Все это свидетельствует о провале государственной политики в области демографии, т.к.

КСР - коэффициент, характеризующий среднее число рождений у одной женщины в гипотетическом поколении за всю ее жизнь, т.е. его снижение никак не связано со снижением количества женщин детородного возраста, на которое сетует Президент в своем послании. Женщины просто не хотят рожать, а почему – это уже другой вопрос. Существует перечень мероприятий, отраженный в национальном проекте по демографии и частично озвученный Президентом в майском указе, но даже он направлен на достижение КСР 1,7 к 2024 году, что а) ниже его значений в 2013-2016 годах; б) совершенно недостаточен для решения проблемы снижения численности населения. Проблема будет нарастать тем дальше, чем меньше женщин детородного возраста будет оставаться в России, а следовательно, для реального изменения ситуации целевые показатели КСР должны быть даже выше, чем 1,74.

Но какой бы прекрасной ни была демография, она должна поддерживаться высококачественным здравоохранением. Президент на 29-й минуте своего послания говорил о доступности медицинской помощи, которая вроде бы растет, а вроде и нет. О том, что необходимо обеспечить доступную помощь всем гражданам Российской Федерации, открыть или модернизировать до 2021 года 1590 новых амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов).

Что ж, по этому вопросу с цифрами в руках не высказался только ленивый – сокращение («оптимизация») началось с 2000 года и в последние годы только нарастает. По количеству больниц Россия вернулась в 1932 год. Поэтому история с возвращением части ФАПов напоминает общий посыл действующей власти – как с пенсионной реформой, 20% НДС и т.д. – отобрать много, вернуть маленькую часть и выдать это за свои заслуги.

Вообще, в отношении части послания президента со ссылками на нацпроект «Здравоохранение» требуется отдельный разбор, т.к. цифры он не озвучивал, а затронул только эмоциональную сторону. Но, например, целевые значения снижения смертности от новообразований до 185 случаев на 100 тыс. человек вызывают массу вопросов, т.к. даже в Швеции они составляют 212 случаев на 100 тыс., в США – 216, Франции – 227 и т.д. Есть большие подозрения, переходящие в уверенность, что и здесь мы увидим игру со статистикой – как было со смертностью от болезней системы кровообращения, когда на фоне ее снижения увеличилась смертность от «неустановленных» болезней.

Как видим, качество подготовки данных для обращения президента в этом году оставляла желать лучшего. Но это было бы небольшой бедой, если бы те же самые цифры не легли в основу национальных проектов, которые нам предстоит реализовывать все ближайшие годы.

Полная версия