МНЕНИЯ INFOX.RU
Как разрабатывается меню для «президентского завтрака»
С 1 сентября все школьники младших классов должны получать в школе бесплатное горячее питание.
Такое указание дал Владимир Путин в январе, обращаясь к Федеральному собранию. Сразу после этого началась подготовка школьных пищеблоков, разработка нормативных актов, планирование бюджета для такого масштабного проекта. Мы попросили Владимира Чернигова, президента АНО «Институт отраслевого питания», рассказать, с какими трудностями пришлось столкнуться при организации школьного питания, и что же всё-таки будет лежать на тарелках у наших детей.
Это самый интересный вопрос, которым задаются многие родители. Конкретное меню в законодательстве указано не будет. Но вводится понятие нормы. Норма — это не жёсткое предписание, а набор продуктов, которые могут варьироваться в зависимости от доступности и стоимости в конкретном регионе, от привычек питания и предпочтения детей. Например, в приморских районах природно есть больше рыбы, а в северных районах — больше мяса. И это стоит учитывать.
Или, например, многие дети не любят горох. Соответственно, приготовленные из него в столовой каши и супы часто оказываются выброшенными. Это неправильно! Что толку от того, что он полезен, если школьники не хотят его есть? Те же самые витамины, которые есть в горохе, можно найти и в других продуктах, которые пользуются у детей большей популярностью. И это предмет живого диалога бизнеса, власти и общества о том, что же будет на завтрак и обед в тарелке у школьников.
Есть ещё одна сложность, о которой мы не устаем говорить... Дети ходят 11 лет в одну и ту же столовую, где им готовит один и тот же повар. И ему необходимо делать так, чтобы они были довольны и поедали это всё с радостью. Мне кажется, это искусство не менее высокое, чем то, за которое ценят именитых шеф-поваров. Просто оно иного рода! Термин «приедаемость» — не очень научный, но в реальности он имеет место быть. Все, наверное, помнят как в фильме «Белое солнце в пустыне» Верещагин восклицал: «Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я ее каждый день, проклятую, есть» — даже и такие деликатесы могут приесться и надоесть. Поэтому школьное меню должно быть цикличным и ротируемым. Это чудесная сфера приложения не критики, не вот этого «с подковыркой», а наоборот, открытого диалога и консенсуса вокруг детской тарелки.Есть и ещё один важный момент. Стоит понимать, что пресловутый «президентский завтрак» задаёт некий стандарт и некую точку отсчета для детей остальных категорий. То есть, питание на завтрак младшего школьника — это основа. Добавляем к ней пресловутые 10%, мы получаем завтрак для среднего школьника; добавляем еще — для старшего. Но за средних и старших школьников не льготных категорий деньги продолжают оплачивать родители. А хватит ли у этих родителей денег, особенно если в семье не один ребёнок?
То есть мы, с одной стороны, говорим, что вот оно «здоровое, горячее, прекрасное», а с другой стороны, доходы населения в сегодняшней текущей ситуации находятся под очень большим риском. И надо очень хорошо посчитать, давая бесплатное начальной школе как норму и точку отсчёта, что будет с ценообразованием и доступностью для других категорий. Потому что ребёнок, переходя из 4 в 5 класс, право на бесплатное питание потеряет. А будет ли в семье достаточно денег, чтобы финансировать его уже из своих средств? Это очень серьёзный вызов!