МНЕНИЯ INFOX.RU
Закон о школьном питании: что тормозит его реализацию?
Специалисты АНО «Институт отраслевого питания» и АНО «За школьное питание» обозначили основные сложности, с которыми придется столкнуться правительству, регионам и школам при реализации закона об обязательном бесплатном питании в школах. По оценкам экспертов, без решения этих задач, реализация инициативы президента будет невозможна.
По мнению экспертов, в настоящее время «болевых точек» можно насчитать шесть. Решение каждой из них, по словам вице-президента АНО «Институт отраслевого питания» Сергея Маслова, является принципиальным.
«Если ситуация не изменится, то эффект от перехода на бесплатное питание будет минимальный или в отдельных случаях даже отрицательный. А четкого представления, каким образом провести подготовку школ и начать готовить качественные завтраки для детей нет. Нет даже норм и правил для понимания, какая школа готова к исполнению закона, а какая — нет», — считает Сергей Маслов.
Пункт 1. Отсутствие критериев оценки готовности столовых и пищеблоков
Как определить, готова ли столовая и пищеблок школы к запуску проекта, пока не знают ни директора школ, ни местные чиновники. Нет четко прописанных критериев готовности, в соответствии с которыми федеральные власти будут включать школы в реестр учебных заведений, готовых к реализации закона.
Пункт 2. Федеральные средства всем или никому — справедливо ли это?
В послании Президента России Владимира Путина и в законе о школьном питании четко сказано — все школы, которые технически оснащены для того, чтобы кормить детей горячими завтраками или обедами, должны начать это делать уже с 1 сентября 2020 года. Для остальных дается срок на подготовку до 2023 года. При этом, по словам представителей федеральной власти, только 68 регионов России подтвердили свою готовность приступить к выполнению требований закона с нового учебного года.Если хотя бы несколько школ в регионе будут признаны неготовыми к запуску проекта , то весь регион будет лишен федерального финансирования на проект горячего питания? Если одновременно с этим соседние регионы будут бесплатно кормить детей уже с 1 сентября 2020 года, это может вызвать дополнительное социальное напряжение.
Пункт 3. Кто отвечает за подготовку школ к запуску проекта горячего питания?
Ответственность за питание школьников осталась на директорах школ, который сегодня перегружены обязанностями. Если администрация школы не успеет подготовить свою школу, и не признают регион готовым к обеспечению школьников детским питанием, виноватым окажется директор. И регион останется без дотаций? То есть, в течение трех лет, которые даны на подготовку к введению бесплатного питания, школьников будут кормить по сегодняшним правилам — платно или с применением местных льгот?
Пункт 4. Отсутствие нормы питания одного учащегося начальной школы
Пока что в законе есть лишь задача организовать бесплатное горячее питание не менее одного раза, но нет нормы продуктов для такого одноразового питания. Но что это будет за норма, кто ее будет составлять — должны решить государственные структуры. От нормы зависит, что и сколько будут есть дети, а также стоимость завтраков и обедов. По этой причине, на сегодняшний день все сметы школьного питания в регионах на 2020-2021 учебный год — приблизительные. Норму должен разработать Роспотребнадзор. Пока никаких результатов работы ведомства регионы не получили. Но нет норм и расчетов стоимости питания для детей старших классов, питающихся за родительские деньги. Такое питание может значительно подорожать во многих регионах, в том числе подорожать необоснованно...
Пункт 5. Школьные повара или компания на аутсорсе?
Есть два варианта организации питания: готовят школьные повара или сторонняя компания. Если школа готовит сама, то деньги, выделенные на учащегося — все без исключения тратятся только на продукты. Если нанимает коммерческую структуру, то из выделенных государством денег оплачиваются зарплаты, коммунальные услуги, налоги, транспорт и другие расходы. Следовательно, нельзя чтобы была единая сумма на завтраки при разных способах питания. И если принять цену при готовке в школе за 100%, то при аутсорсе — минимум 130%.
Пункт 6. Не может быть школьного питания без учета мнения родителей
Одна из главных претензий и школьников, и их родителей к школьному питанию многие годы была — «не вкусно». И хотя это весьма субъективный критерий, тем не менее нормы питания и ее стоимость не могут существовать без учета мнения родителей. Родительский контроль позволит сделать школьное питание не только полезным, но и вкусным. При этом должны быть учтены еще и территориальные, этнические, национальные особенности. К примеру, в Приморье в привычном рационе ребенка больше рыбы, чем мяса, в регионах Кавказа охотно едят баранину, и так далее. Для таких случаев законом предусмотрена система замены одних продуктов на другие. В настоящее время родительский контроль только начинает внедряться в различных регионах, и эксперты АНО «За школьное питание» говорят о наличии у них уникальных кейсов запуска такого контроля.
Напомним, что закон о школьном питании был принят Госдумой 18 февраля, одобрен Советом Федерации 28 февраля и подписан Президентом 1 марта 2020 года. Ранее президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию заявил, что все школьники начальных классов в России будут обеспечены бесплатным горячим питанием. Закон позволяет обеспечить бесплатным питанием детей, обучающихся в начальной школе, начиная с 1 сентября 2020 года с учетом переходного периода до 1 сентября 2023 года.