Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

МНЕНИЯ INFOX.RU

Бизнесмен, аналитик, эксперт в области делового администрирования

Вторая волна коронавируса: чего ждать российским компаниям и есть ли шанс выжить при повторении локдауна?

Вторая волна коронавируса пришла во многие страны мира еще в августе. В сентябре стало понятно, что избежать повторения ограничений не удастся никому.

В России заболеваемость Covid-19 начала активно расти в конце сентября – начале октября. Власти были вынуждены отреагировать на осложнение эпидемиологической обстановки введением ограничительных мер.

В первую очередь обострился контроль за соблюдением перчаточно-масочного режима. Многих работодателей обязали перевести 30 процентов сотрудников на удаленную форму занятости. В качестве рекомендации было предложено довести этот показатель до 50 процентов. Школьникам продлили осенние каникулы. Пенсионерам с 9 октября заблокировали льготный проезд в общественном транспорте и т.д. Насколько действенными окажутся эти меры, пока не понятно, равно как и нет ответа на вопрос о том, придется вводить новые ограничительные меры или нет. Ясно только одно: ни власть, ни общество не заинтересованы в повторении весеннего локдауна по той простой причине, что второй карантин обернется для страны фатальными последствиями.

Многие российские компании еще не успели вернуть своих сотрудников с удаленки, тем же, кто привел свои бизнес-процессы в докризисное состояние, придется вновь перестраиваться. Но ни тем, ни другим паниковать раньше времени все-таки не стоит. Судя по всему, повторения режима всеобщей самоизоляции не случится. Все дальнейшие ограничения будут точечными. Скорее всего, не удастся избежать повторной проверки на прочность бизнесу, так или иначе связанному с большим скоплением людей. Если кривая заболеваемости Covid-19 в ближайшие дни не пойдет на спад, крупным торговым центрам вновь придется закрыть свои двери. Дальнейшие ограничения очевидно будут связаны с ресторанным бизнесом. В лучшем случае власти дополнительно ограничат число посетителей предприятий общественного питания, в худшем – приостановят их работу на несколько недель. Для многих предпринимателей, переживших первую волну кризиса, вторая принудительная остановка бизнеса окажется фатальной.

Впрочем, все ограничения будут вводиться индивидуально, в зависимости от текущей ситуации в каждом конкретном регионе. В столице, как мне кажется, повторения сильных карантинных мер ждать не стоит. Во-первых, в первую волну коронавируса достаточно большой процент москвичей получил иммунитет к коронавирусу, а во-вторых, до конца года должна стать массово доступна вакцина от Covid-19.

Тем не менее, низкая вероятность возвращения жесткого режима самоизоляции не отменяет необходимости бизнеса готовиться к преодолению второй волны коронакризиса. Главное же здесь – постараться рассчитаться по всем долгам перед поставщиками, арендодателями, сотрудниками. Многие компании, насколько мне известно, ради этого даже отказались от выплаты дивидендов, прекрасно понимая, что при ухудшении ситуации долги неминуемо приведут организацию к банкротству.

Кроме того, в октябре – ноябре компании, получившие беспроцентные кредиты на поддержание бизнеса, будут должны начать возвращать эти деньги, что и без всякой второй волны коронавируса осложнит процесс восстановления компаний. Однако, если показатели заболеваемости в ближайшее время хотя бы не стабилизируются, то государству придется обязать банки дать бизнесу дополнительные отсрочки по выплатам этих кредитов, что в свою очередь может подорвать стабильность банковского сектора.

Если же второго локдауна избежать все-таки не удастся, то его последствия для национальной экономики будут намного более тяжелыми, чем весной. У государства просто не хватит денег на поддержание бизнеса и граждан в том же объеме. Кроме того, во многих отраслях экономики наблюдается постепенный уход компаний в тень ради снижения налоговой и иной обязательной финансовой нагрузки, что очень больно бьет по региональным и муниципальным бюджетам.

Самый же эффективный способ подготовить компанию ко второму локдауну – увеличить ее присутствие в интернете. Практика показала, что компании, работавшие в первый карантин онлайн, не просто выжили, но и заметно нарастили свои обороты. Исходя из этого, любому предпринимателю, любому руководителю сегодня критически важно находить, создавать и развивать онлайн-компетенции своих предприятий.

 

Полная версия