Москва
22 ноября ‘24
Пятница

МНЕНИЯ INFOX.RU

Экономический обозреватель

Бюджет 2018-2020: лучше «никакой», чем никакого

Трехлетний бюджет принят профильным комитетом Госдумы в пакете с однолетним.

Бюджетный дилижанс 2018 года миновал первую, по сути – главную остановку по пути к утверждению основного финансового документа страны. Проект бюджета с минимальными оговорками принял самый многочисленный и самый, пожалуй, загруженный думский комитет – по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Положительное заключение комитета почти гарантирует оперативное прохождение всех трёх чтений в нижней палате Федерального собрания.

Председатель комитета Сергей Жигарев, представляя проект в среду в МИА «Россия Сегодня», больше говорил о бюджете-2018, назвав его бюджетом стабильности, отметив при этом, что разработка проекта была сложной, с учётом санкций, а также иного рода ограничений. В то же время, рассматривая годовой и трёхлетний бюджеты с точки зрения перспектив развития, депутат слегка запнулся, и, похоже, едва не назвал его «никаким», ограничившись, впрочем, менее хлёстким эпитетом – нейтральный.

Сергей Жигарев не стал перегружать представителей масс-медиа цифрами, отметив лишь, что дефицит бюджета 2018 года составит около 1 триллиона рублей, и примерно таких же параметров надо ожидать и в два последующих года. По оценке депутата, такой дефицит вполне реально компенсировать за счёт внешних, но прежде всего – внутренних заимствований. По-прежнему основу доходной части – около 30 процентов бюджета составят нефтегазовые доходы, доля которых в общей сумме доходов продолжает снижаться, хотя и слишком медленно.

К числу основных недостатков бюджета, которые думцам, очевидно, действительно хотелось бы устранить, Сергей Жигарев отнёс снижение сумм, выделяемых на здравоохранение и образование, а также, и это, по его мнению – главное, на поддержку малого и среднего бизнеса. Снижение здесь, по количественным показателям, выглядит едва ли не катастрофическим – с 20 до 5 миллиардов рублей. Однако, глава думского комитета в связи с этим напоминает, что именно в 2018 году заканчивается ряд федеральных программ, в рамках которых на малый и средний бизнес выделялись очень серьёзные суммы. Кроме того, значительные средства, ранее выделявшиеся из бюджета напрямую, будут распределяться из иных, уже не бюджетных источников.

Тем не менее, сама по себе тенденция снижения уровня бюджетной поддержки, по мнению думского функционера, не может не вызывать беспокойства.

Ограничившись таким, фактически беглым обзором, г-н Жигарев несколько неожиданно перешёл к теме цифровой экономики, которая, по его мнению, вполне может стать локомотивом экономики страны в целом. Он отметил, что при общем росте экономики за последние пять лет на 7 процентов, цифровая успела вырасти на 59. Почти четверть общего прироста ВВП, точнее – 24 процента обеспечила именно цифровая экономика. У России, с её фактически уже готовой инфраструктурой IT-экономики, по мнению депутата, очень неплохие стартовые позиции для технологического рывка, и даже прорыва.

При этом Сергей Жигарев признал, что пока, увы, имеет место несколько иная тенденция, когда наша цифровая экономика по целому ряду параметров лишь всё больше отстаёт от тех же США, Японии, КНДР. И было бы, наверное, удивительно, если бы депутат Госдумы в числе причин такого прискорбного явления не назвал бы отсутствие или же неполноту законодательной базы. Назвал, и вполне конкретно. Чего, собственно и следовало ожидать.

Тем более, что законодательную базу теперь, с лёгкой руки главы государства, планируется подвести и под оборот криптовалюты, начиная с пресловутых биткойнов. Что ж, известный принцип, «если не можешь противодействовать, возглавь и порули», похоже не забыт и уже взят на вооружение новым поколением российских законодателей. В таком случае, остаётся пожелать нашим народным избранникам всяческих успехов в благом деле пополнения бюджета. Пусть даже и биткойнами – они ведь многократно дороже не только рублей, но и долларов с евро. Хотя всё-таки довольно трудно понять, как же реально обложить налогами то, что и зафиксировать не всегда возможно.

Полная версия