МНЕНИЯ INFOX.RU
Волшебные таблетки для питерского мусора
Анализируя ход “модернизации” российской сферы по обращению с отходами, можно заметить невооруженным глазом, что в большинстве регионов потоки ТКО, ранее “текущие” на полигоны, власти теперь пытаются перенаправить, как бы “пристроить”, на крупные предприятия, не выпуская эти отходы “из рук”.
Мои сегодняшние размышления будут в стиле "что вижу, то и пою". А смотреть я буду на свой родной город Санкт-Петербург, который в последнее время я незаслуженно обделяла вниманием. Итак, как решаются проблемы твердых коммунальных отходов в Санкт-Петербурге и существуют ли у нас эти проблемы вообще?
В прекрасном городе на Неве даже самые прекрасные люди производят отходы. Несколько десятилетий подряд власти города утрамбовывали ими местные полигоны. Полигоны оказались не бездонными, необходимо было что-то менять.
В 2012 году, по рассказам очевидцев, за три дня и “на коленке” была разработана Региональная целевая программа по обращению с отходами, предполагавшая 4 мусоросжигательных завода по периметру города. Пилотный проект, МСЗ в Левашово, рядом с полигоном ТКО “Новоселки”, (сейчас закрыт на прием отходов и подлежит рекультивации - прим.автора), удалось остановить в конце 2014 года на стадии несостоявшихся публичных слушаний. Победили население, отправившее губернатору более 30 тыс. писем с протестами, и финансовый кризис. Вот ведь не зря же говорят, что кризис лучший друг окружающей среды… Тем не менее, за время противостояния жителей и властей был вырублен лес, заслонявший Приморский район от помоечных миазмов, и на северную часть города-героя обрушилась другая неприятность - ВОНЬ. К слову, недавно власти города приняли решение восстановить на опустошенном участке лес. Это потребует бюджетных средств и несколько десятков лет, пока деревья вырастут и начнут выполнять свою защитную функцию.
Вернемся в 2015 год. Реализация проекта по строительству МСЗ остановлена, а петербуржцам на помощь подоспела иерархия обращения с отходами. Основные направления государственной политики шли в определенной последовательности: сначала предотвращать, затем сокращать образование, затем раздельно собирать и перерабатывать. МСЗ по своей актуальности уехали в самый низ списка. Региональная программа уже явно не тянула на законную. и от нее избавились очередным Постановлением правительства.
Как бы ни была “некстати” эта модернизация, но пришлось начинать выполнять требование законодательства. В отличие от Подмосковной территориальной схемы, наша была рождена прямо в недрах Комитета по благоустройству героическими усилиями работников соответствующего отдела. Основной задачей территориальной схемы оказалось не быть дееспособным документом, а “соответствовать 197 Постановлению Правительства РФ” и быть изготовленной в срок.
Отходы тем временем продолжали оседать на полигонах. Местные жители роптали. Чиновники им пеняли: “Вы же не хотели МСЗ. Вот вам свалка и осталась”. Жители требовали раздельный сбор - им отвечали “нет в регионе переработки”; жители говорили “Да вот же переработчики!” - жителей убеждали, что они не готовы собирать раздельно; жители доказывали, что готовы - оказалось, что “сверху” чиновникам нет команды. И вообще… контейнерные площадки маленькие..
Вот можете себе представить ситуацию, что вы не принимаете душ только потому что душевая кабинка тесная? Вы или уже к этой приспособитесь, или новую купите. Но это же надо принять смелое решение: или я ТАК моюсь, или нахожу силы и средства для изменений. Амбиции, в конце концов: все люди как люди, а от меня воняет… Надо мыться.
Но неповоротливая машина власти не нашла среди своих руководителей ни одного, готового на смелые решения за пределами своего жилища. Все сидели и ждали, что проблема или как-нибудь рассосется, или кто-нибудь предложит “волшебную таблетку”. Да еще и бесплатную. А как известно, бесплатный сыр только в мышеловке.
Последние два года профильные частные предприятия инициировали и интенсивно развивали низовые проекты по раздельному сбору отходов. Только с начала 2017 года в Санкт-Петербурге появилось более 150 дополнительных накопителей для вторсырья. Этим начали заниматься не только специализированные заготовительные компании, но и полноценные мусоровывозящие предприятия, увидевшие в сборе вторсырья несомненную перспективы. Социально ответственный бизнес, выводящий на рынок тару и упаковку, также влился со своими экологическими проектами. Так в рамках проекта “Чистые Берега” появились накопители для вторсырья в парке 300 летия и на пляжах Лисьего Носа. Активные жители города даже добились почти невозможного: за счет муниципального бюджета стартовал раздельный сбор отходов в четырех школах Васильевского острова. По требованию ФИФА раздельный сбор сопровождал все игры в рамках Кубка конфедерации.
Все эти процессы демонстративно игнорируются органами власти, а иногда еще и сопровождаются высказываниями типа: “Ну, собирайте, собирайте. Законом не возбраняется. Но… только до прихода регионального оператора. А вот региональный оператор появиться и все решит”. Таким образом становится понятно, что всю ответственность за решение проблемы отходов в городе власти решили переложить на регионального оператора. “Волшебную таблетку” должен будет принести богатырь, спустившийся с гор. Или вынырнувший из под воды. Или просто проснувшийся от поцелуя принцессы. И не спрашивайте, кто этот богатырь, и что за состав у этой таблетки, и не помрете ли вы все от нее… Власти за это уже ответственности не понесут.
Пока сказки сказываются, дела тоже делаются. Все широкомасштабные обсуждения планов и перспектив по внедрению раздельного сбора чиновники перевели на рельсы “пришлите свои предложения и мы их рассмотрим”. Все реальные предложения бизнеса о развитии раздельного сбора и сортировочных станций сопровождаются рассуждениями о том, что это “будет вам невыгодно” и “скоро будет выбран региональный оператор, все на его усмотрение”.
Попытки узнать, когда у города будет новая (и кстати, обязательная) Региональная программа по отходам, и что планируется вменить будущему региональному оператору в качестве обязанностей, наталкивается на уклончивый ответ “мы над этим работаем”.
В это же время город владеет двумя уникальными в своем роде предприятиями по сортировке ТКО и биобарабанному компостированию органических отходов: МПБО2 в п.Янино и на Волхонском шоссе. Если бы пищевые отходы в Санкт-Петербурге собирались раздельно и направлялись на компостирование, эти предприятия могли бы покрыть полностью все потребности города в переработке пищевых отходов. Но, судя по всему, у городских властей другие планы относительно и отходов, и заводов.
И самое печальное, что эти планы - не просто сплошные неприятные сюрпризы, но и идут вразрез с направлениями государственной политики в сфере обращения с отходами. Как именно?
Долгожданное закрытие полигона ТКО “Новоселки” на рекультивацию, к сожалению, не привело к изменению системы сбора городских отходов. Мусоровывозящие компании изменили траекторию своих поездок и теперь вывозят городские смешанные отходы на дальние полигоны Ленинградской области, которых в свою очередь, если ничего кардинально не изменить, хватит на 2-3 года максимум. Казалось бы - хватай за руки всех, кто готов собирать отходы раздельно, сажай в круг и обсуждай взаимодействие. Но нет, нет и нет! Они мелкие, значит - ненадежные.
Зато крупный инвестор, компания Анабасис, получила статус стратегического инвестиционного партнера, что “налагает” право взять участок под застройку без конкурса. В СМИ и других открытых источниках неопределенно говорилось, что завод не предусматривает сжигания отходов, и будет принимать до 350 тысяч тонн ТКО ежегодно. И тут надо отметить, что участок под застройку выбран как раз неподалеку от уже закрытой Волхонской свалки (простите за местный сленг) и очистных сооружений Водоканала. И подготовка к строительству на участке около 40 га будет сопровождаться вырубкой леса. СНОВА ВЫРУБИТЬ ЛЕС, КАРЛ! Между тем, жители “пожертвованного” Анабасису района уже неоднократно жаловались и на зловоние свалки, и на непередаваемый аромат со станции по очистке сточных вод. Еще никто не видел проекта, но все уже напуганы и уверены, что хорошего не жди. Власти города не спешат давать комментарии к принятым решениям и предлагать четкие разъяснения, что и как будут делать с 350 тысячами тонн отходов ежегодно в Красносельском районе.
Да им и некогда. Ведь богатыри, очнувшись от спячки (поцелованные Территориальной схемой, я бы сказала) уже начинают наносить боевую раскраску в виде “стратегических партнерств”, устрашая друг друга мощью пока еще будущих заводов и полигонов в борьбе за пьедестал Регионального оператора.
Пришло время подводить итоги.
В Санкт-Петербурге не только не реализуются основные направления государственной политики в сфере обращения с отходами, но и вовсю нарушаются.
- Территориальная схема Санкт-Петербурга не подвергнута корректировке, как этого требует Росприроднадзор, и тем более, не обсуждается с общественностью. Такое же положение вещей и с выбором Регионального оператора. Низовые проекты по раздельному сбору с приходом Регионального оператора могут быть ликвидированы “без суда и следствия”. Отсутствие четких правил игры и гарантий не способствует развитию заготовительного (а значит, и перерабатывающего) отрасли. Фактически, Правительство города отказывается сотрудничать с малым и средним бизнесом, с помощью которых могла бы развиваться отрасль вторичной переработки.
- Правительство не имеет ни одной внятной программы по обращению с отходами, в том числе ни одного намека на планы вводить раздельный сбор отходов. И это в отсутствии реальных доступных мест для размещения смешанных ТКО и колоссальном запросе на сбор вторсырья со стороны общества и профильного бизнеса.
- Правительство Санкт-Петербурга ведет непрозрачную политику в сфере обращения с отходами именно тогда, когда со всех федеральных площадок министры и депутаты Государственной Думы говорят о необходимости общественного обсуждения принимаемых решений.
- В Санкт-Петербурге лоббируются решения, связанные со строительством крупных предприятий по сортировке смешанных отходов и их дальнейшему “с глаз долой - из сердца вон”, вплоть до сжигания, невзирая на доказанную неэффективность этого метода, высокие экономические издержки и экологическую опасность для окружающей среды.
Пока еще ситуацию можно перевести в рациональное и законопослушное русло “малой кровью”. Поэтому экологические активисты рекомендуют предпринять следующие шаги..
- Губернатору Санкт-Петербурга Полтавченко Г.С. предлагаем поручить своим профильным подчиненным (Комитет по благоустройству и Жилищный комитет) незамедлительно разработать программу раздельного сбора отходов, учитывая особенности исторической застройки города. Для разработки такой программы целесообразно создать рабочую группу с участием заготовительных, мусоровывозящих и перерабатывающих компаний региона, сотрудников профильных ведомств, экологической общественности и экспертов.
- Необходимо внести корректировки в Территориальную схему по обращению с отходами, учитывая программу по раздельному сбору.
- Необходимо закрепить обязательность раздельного сбора отходов для будущего Регионального оператора, а также привести в соответствие с новой системой раздельного сбора отходов все действующие нормативно-правовые акты.
- Для популяризации раздельного сбора отходов целесообразно, чтобы Комитет по благоустройству, Комитет по природопользованию и Комитет по образованию разработали программу информирования, просвещения и обучения населения и всех сотрудников ЖКХ, которые будут задействованы в системе раздельного сбора отходов.
- Очень важно сесть за стол переговоров с перерабатывающим бизнесом и выяснить наконец, какая помощь им нужна для развития. Пора начать самим диктовать условия инвесторам: не мы подстраиваемся под их технологии, а они - под наши требования.