МНЕНИЯ INFOX.RU
Дагестан: экзамен на лояльность и патернализм
3 октября вслед за объявленной накануне отставкой Рамазана Гаджимуратовича Абдулатипова Президент РФ издал указ о назначении ВРИО главы Республики Дагестан Владимира Абдуалиевича Васильева. Это назначение прошло бы так же малозаметно, как целая череда предшествовавших ему, если бы не одно но…
Впервые после 1942 г. во главе Дагестана станет не представитель кавказских народов и не мусульманин по происхождению. В Дагестане проживают представители почти 100 национальностей, но в постсоветский период конкуренция за руководящие посты шла между наиболее многочисленными из них аварцами (30%) и даргинцами (17%), вызывая толки и пересуды населения о кумовстве и привилегиях для «своих». Одной из главных причин назначения во главе республики Р.Абдулатипова в 2013 г. стало то, что он за долгие годы работы вдали от родины смог стать более-менее нейтральным в национальном вопросе и рассматривался из метрополии как свой человек. Действительно, он как опытный политики и специалист по национальным отношениям, возглавлявший в свое время Министерство национальной политики РФ, хорошо понимал менталитет народов Дагестана и разбирался в сложной религиозной ситуацией на Кавказе в целом. С его приходом резко снизился уровень террористической активности, сократились случаи гибели сотрудников правоохранительных органов и священнослужителей. Важно отметить, что в 2016 г. был принят закон «О профилактике экстремистской деятельности в Республике Дагестан», который пришел на смену так называемого «антиваххабитского» закона, что не могло не сказаться на стабилизации ситуации в республике.
Но вот наступил новый поворот, когда во главе мусульманской национальной автономной республики встает не представитель дагестанских народов, и даже не мусульманин по происхождению. Хотя отец В.Васильева был казахом, вряд ли это могло повлиять на его убеждения в качестве руководителя подразделений МВД и депутата Госдумы. Когда речь впервые зашла об отставке Абдулатипова, в прессе высказывались различные предположения о его преемнике, включая предыдущего Президента республики Магомедсалама Магомедова или других дагестанцев, работающих в органах власти в Москве, но выбор стал радикально противоположным.
Это напомнило о печальных декабрьских событиях 1986 г. в Казахстане, когда первым секретарем компартии Казахстана (по нынешнему президентом) по решению М.С.Горбачева впервые после долгих лет был назначен не казах и не мусульманин по происхождению, а русский из ульяновского обкома Геннадий Колбин. В течение 4 дней в Алма-Ате и других городах проходили митинги студентов и молодежи с требованием поставить во главе республики казаха, но тогда еще сильные силы МВД и армейские подразделения разогнали националистические выступления и быстро навели порядок.
Сейчас не перестроечные времена, и никакая дагестанская молодежь не пойдет против решения Путина. Но из подобных шагов Администрации Президента напрашивается несколько предположений. Очевидно, что этим назначением хотят проверить, настолько ли население национальных республик лояльно Москве, что готово будет принять не «своего» в качества руководителя. Если за год, оставшийся до выборов главы Дагестана В.Васильев, не сможет обеспечить свою победу, то он должен подготовить «достойную и проверенную» кандидатуру из местных кадров. Но если уж среди дагестанцев чувство патернализма возобладает над национальной гордостью, то подобная же участь может ждать в ближайшее и многие другие республики Северного Кавказа, Поволжья и Сибири.