МНЕНИЯ INFOX.RU
Политическое мародерство - Лукашенко снова нужны российские деньги
Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко в очередной раз проникся симпатиями к России.
21 марта 2018 года, через два дня после окончания президентских выборов в России, глава белорусского государства заявил, что именно «русские протянут руку помощи Беларуси», но при этом пожаловался на споры в нефтегазовой сфере и на «молочные войны». Через два дня, давая интервью телевидению Грузии, А. Лукашенко вспоминал о президенте России уже в формате «мой коллега и друг» (https://vz.ru/news/2018/3/23/914031.html). Но стоит напомнить, что всего три недели назад А. Лукашенко пообещал отомстить России за блокирование поставок белорусского молока на российский рынок. Никакой тайны в столь стремительной смене настроений президента Беларуси нет: Минску опять очень нужны деньги…
«Мы её теряем!»
Трудно себе представить президента России Владимира Путина, с ужасом в голосе спрашивающего Сергея Лаврова по телефону: «Не потеряли ли мы за последнюю ночь Беларусь?». Между тем, на прошлой неделе именно данным пресловутым «страхом» «потерять Беларусь» Лукашенко объяснил свою уверенность в том, что Россия обязательно поможет Белоруссии/Лукашенко решить целый ряд проблем, стоящих перед республикой в преддверии весенне-летнего политического сезона.
Реплика
Само по себе словосочетание «потерять страну» является совершенно абсурдным и имеет смысл только в компьютерных стратегиях. Даже Сомали, реально потерявшая свою государственность, никуда с карты мира не исчезла, как, прочем, и Ливия. В данном случае А. Лукашенко использовал этот во многом пропагандистский и эмоциональный термин, означающий не как потерю если не союзника, то хотя бы доброжелательного соседа, т.е. разрыв политических и частично экономических отношений, но и провал собственной политики в отношении конкретного государства. Понятно, что при этом страны, тем более соседние, никуда не исчезли и не исчезнут и как-то взаимодействовать все равно будут. Но термин популярен и зачастую используется в исключительно в политической публицистике.
В частности, в конце 1990-х годов американские международники разразились целой серией материалов под лозунгом «Как мы (умудрились) потерять Россию?». До настоящего времени в украинских СМИ можно встретить утверждения, что своими действиями «Россия потеряла Украину» …
Так что данная формулировка А. Лукашенко не являются новым словом в международной риторике, но справедливости ради стоило бы отметить, что Россия не только пережила «потерю» Украины, но и получила от него даже определенные выгоды, включая материальные. Так что, в принципе, если исходить из логики А. Лукашенко, то справедлива и ответная формулировка: «Беларусь потеряла Россию?». Есть ли основания для данного мнения?
Повестка старая
А. Лукашенко на волне переизбрания В. Путина буквально навязал российскому президенту заседание Высшего ГосСовета СГ – традиционную «площадку» для вытягивания из России очередных льгот и преференций.
При этом необходимо учесть, что к началу нового и последнего срока В. Путина перечень проблем, существующих между двумя странами-учредителями Союзного государства, не сократился, а продолжает расти. Претензии белорусского руководства к Москве в принципе известны, но при этом формулировки данных «настоятельных просьб» носят ультимативный характер, что является обычным форматом для окружения А. Лукашенко, когда дело касается России:
- Минск считает, что Россия обязана в очередной раз помочь Беларуси выбраться из «долговой ямы» по обслуживанию внешних кредитов в 2018 г. (более 2 млрд. долларов);
- белорусское руководство уверено, что Беларусь и в условиях единого рынка энергоносителей ЕАЭС (2025 г., т.е. уже при новом российском президенте) должна сохранить доступ к российским газу и нефти по внутрироссийским ценам;
- Белорусская армия должна быть переоснащена новейшей российской военной техникой за российский счет;
- российское руководство должно примириться не только с поставкой на российский рынок белорусских продовольственных товаров крайне низкого качества, но и широко открыть собственный рынок для поставки санкционных товаров из стран Евросоюза, что, по идее, должно затормозить подъем российской мясомолочной отрасли. Иными словами, Москва должна смириться с контрабандным бизнесом УДП РБ на российской территории;
- российско-белорусская граница должна быть проницаема для граждан третьих стран, направляющихся на территорию России со стороны Беларуси. Россия обязана признавать визы, выданные Минском;
- Кремль должен признать за Минском роль основного посредника между Россией и окружающим миром. В принципе, именно статус Беларуси как «стратегического коридора» между Востоком и Западом и роль самого белорусского президента как «незаменимого посредника» в разрешении конфликтов по периметру России -- дает А. Лукашенко уверенность в том, что исходя из приоритетов белорусского правящего режима, ему удастся выстроить отношения с В. Путиным в ближайшие шесть лет.
Понятно, что развернувшийся в последние дни острый российско-британский кризис, который постепенно вступает в эскалацию уже глобального масштаба не может не стимулировать такого рода подходы А. Лукашенко, который, как он считает, в очередной раз выручит геополитика.
Иными словами, перед А. Лукашенко на Востоке вновь открылось новое «окно возможностей». Сейчас перед ним стоит задача эту опцию не упустить.
Геополитическое мародерство
Понятно, что предложенный выше список претензий Минска на самом деле гораздо длиннее, если вообще желания белорусских властей можно чем-то ограничить. Необходимо напомнить, что традиционный подход белорусской номенклатуры к России носит с одной стороны иждивенческий, а с другой стороны колониальный характер. Белорусская сторона, уповая на огромное внешнеполитическое давление, которое испытывает сейчас Россия, считает, что В. Путин будет вынужден пойти на уступки «единственному союзнику».
Отсюда и уверенность А. Лукашенко, что первый свой зарубежный визит после переизбрания на пост президента России В. Путин совершит в Минск. Оказавшись в конце минувшей недели в Тбилиси, что в принципе понятно, так как бесконечная зима всем надоела, А. Лукашенко, говоря о В. Путине с позиции «знатока Кремля» был великолепен: «У меня добрые отношения с президентом. Если вопросы возникали и где-то накапливались, не было того случая, чтобы мы не разрулили ситуацию. К сожалению, накапливают вопросы и министры, и правительства с двух сторон. Тогда нам приходится подключаться. К сожалению…» (https://news.tut.by/economics/586148.html).
Но А. Лукашенко не был бы самим собой, если бы не попытался извлечь дивиденды из самого статуса формального «союзника» России и прорекламировать свои посреднические таланты: «Что касается ваших отношений (Грузии и России – А.С.) — мы затрагивали и с президентом, и с премьер-министром отношения Грузии и России, — я уверен, если на то будет воля грузинского руководства, Владимир Путин эту проблему будет решать» (там же).
«Испорченный телефон»
Возникает ощущение, что белорусский президент воспринял победу В. Путина 18 марта как личный успех на российском политическом поле и уже принялся руководить, в качестве разминки, российской внешней политикой…
Интересно, белорусский президент предварительно удосужился спросить у Москвы: хочет ли Россия «решать» свои проблемы с Грузией? Между прочим, у Тбилиси и Москвы есть собственные политические коммуникации и вряд ли им столь необходим белорусский «испорченный телефон». При этом стоит напомнить, что главным условием входа в диалог с Москвой грузинское руководство выставляет отмену Россией признания независимости Абхазии и Южной Осетии и возвращение данных республик, независимость которых А. Лукашенко в 2008 году признать отказался, в состав Грузии. Отсюда новый вопрос: А. Лукашенко в силах вернуть Сухум и Цхинвал в состав Грузии?
Между прочим, посещая Тбилиси, белорусский президент подтвердил поддержку территориальной целостности Грузии и резко отрицательно высказался о независимой Абхазии: «Прекрасный любимый край превратили непонятно во что» (https://www.dialog.ua/world/147485_1521842580). Понятно, что в условиях разрастания кризиса между Москвой и Западом А. Лукашенко считает, что у него руки развязны…
Российский счет
Стоит напомнить, что после предыдущих президентских выборов В. Путин свой первый визит совершил в Астану. Не исключено, что и сейчас президент России направит свой «Борт №1» на восток, где ситуация внушает Москве беспокойство: введение Казахстаном безвизового режима для граждан США при наличии открытой границы с Россией, появление в армии Казахстана представителей Пентагона (страна является членом ОДКБ), латинизация казахстанского алфавита, изгнание русского языка из публичной сферы и т.д.
К Минску у Москвы тоже множество вопросов, которые не исчерпываются вопросами выполнения, а если вернее, уклонения Беларусью от союзнического долга. В частности, учитывая тесные связи Минска и Киева не только в вопросах поставки белорусского топлива в ВСУ (совместный бизнес двух президентов), но и уже и в военно-технической сфере, Москва вряд ли будет в восторге от обширного белорусского списка военной техники, включающей новейшие образцы самолетов, вертолетов, систем ПВО, танков, которые хотел бы получить А. Лукашенко.
Но помимо необъятных запросов, подлежащих, естественно, хотя бы поверхностным оценкам, есть и проблемы политического свойства и они связаны с белорусским фактором на только что закончившихся российских президентских выборах.
Не сидится дома…
Еще в конце 1990-е годы, в ходе формирования дизайна Союзного государства, по инициативе Минска между российским и белорусским руководствами был заключен своего рода «пакт о ненападении». Стороны договорились оставить вопросы государственной безопасности исключительно в рамках национальной юрисдикции и не вмешиваться в политическую жизнь друг друга.
Стоит напомнить, что печальный опыт к тому времени уже был накоплен. В первые годы после своего избрания А. Лукашенко посетил множество российских регионов, где занимался саморекламой и натравливал население на Москву.
Однако, как проговорился сам А. Лукашенко 2 марта текущего года, белорусские спецслужбы активно работают на территории России, т.е. фактически шпионят за союзником: «Меня спецслужбы информируют, что завезли из Новой Зеландии или откуда-то сухое молоко…» (https://lenta.ru/news/2018/03/01/lukaenraged/). Факт белорусского шпионажа в России, который, естественно, нельзя списывать на традиционное и давно привычное хвастовство главы белорусского государства, видимо потребует отдельного исследования…
Сейчас важнее другое. В ходе российской президентской кампании 2018 года ни один из президентов и премьер-министров ни одной из стран мира, включая стран Запада, где Владимира Путина воспринимают не иначе, как «исчадие ада», не принял и не оказал поддержки ни одному из кандидатов в президенты России – конкурентов ныне действующему главы российского государства. Все, кроме одного – президента Республики Беларусь А. Лукашенко.
Руководитель белорусского государства встречался с кандидатами П. Грудининым и М. Сурайкиным, и, оказав им существенную поддержку, фактически открыто вмешался в политическую борьбу на российском политическом ринге.
Политический бумеранг
В принципе, это далеко не первый случай, когда А. Лукашенко примеряет на себя роль если не президента России, то хотя бы российского политического олигарха, к мнению которого Кремль обязан прислушиваться. Но придется в очередной раз признать, что никакого «джентельменского соглашения» между Москвой и Минском о невмешательстве в политическую жизнь России и Беларуси не существует. Хотя с другой стороны, белорусского президента сложно считать джентльменом…
Поражает другое - люди всю жизнь посвятившие себя политике, почему-то до сих пор не знают, что любое действие на политической арене сродни запуску бумеранга. С учетом того, что А. Лукашенко всегда выступал и выступает за равноправие в Союзном государстве, то сейчас, после вмешательства Минска в российские выборы, Кремль ничего не сдерживает в маневрах на политической арене уже Беларуси. Иными словами, сейчас ничего не мешает В. Путину, используя прецедент 2018 года, принять и оказать поддержку любому кандидату-конкуренту А. Лукашенко на белорусских президентских выборах 2020 года. Понятно, что одной такого рода встречи будет достаточно, чтобы полностью переформатировать не только белорусский политический режим, но и политическую систему республики.
Но только выборами «белорусский опыт» не ограничивается. Используя широко рекламируемые контакты А. Лукашенко с губернаторами российских областей, президент России мог бы озаботится коммуникациями с руководителями белорусских регионов в рамках Союзного государства. Вероятно, это бы дало толчок для экономического развития прежде всего граничащих с Россией Могилевской и Витебской областей… В любом случае, А. Лукашенко, влезая на российское политическое поле сам того не желая открыл настоящий «Ящик Пандоры».
Задание на весну 2018
Но время для белорусского «Ящика Пандоры» еще не пришло… Во всяком случае до осени. А пока на ближайший политический сезон у А. Лукашенко настроение бодрое и «наступательное». Белорусский президент в преддверии Высшего ГосСовета, уверен, что в условиях российско-британского кризиса Москва пойдет на любые уступки, чтобы к негодующему Евросоюзу не прибавилась еще одна «обиженная» страна Восточной Европы.